1 февраля 2016 года в ПФР был представлен первичный расчет по форме РСВ-1 ПФР. Уточненный расчет (в электронном виде) представлен 15.02.2016, то есть до истечения срока подачи годового расчета за 2015 год.
ПФР провел камеральную проверку и наложил штраф в размере 20% от общей суммы начисленных страховых взносов за IV квартал 2015 года.
Данная недоимка взыскивается самостоятельно ПФР по инкассовому поручению после подачи уточненного расчета. Штраф начислен на основании части 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Правомерны ли действия ПФР?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае привлечение плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа считаем неправомерным. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет начисление пеней.
Плательщику страховых взносов предоставлено право обжалования решений или иных актов ПФР ненормативного характера, действий (бездействия) его должностных лиц, если, по мнению этого плательщика, такие акты, действия (бездействие) нарушают его права.
Обоснование вывода:
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Права и обязанности плательщиков страховых взносов определены ст. 28 Закона N 212-ФЗ. В частности, плательщики страховых взносов обязаны (ч. 1 ст. 18, пункты 1, 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ):
- правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;
- представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Напомним, что в течение расчетного периода (календарного года) страхователь, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который он начислен (ч. 1 ст. 10, ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов может стать причиной привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, а также влечет начисление пеней в соответствии со ст. 25 Закона N 212-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п (далее - Расчет РСВ-1). Срок представления указанного расчета в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (смотрите также п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Информацию ПФР от 03.04.2015). То есть расчет по итогам 2015 года (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ), подаваемый в электронном виде, должен быть представлен в ПФР по месту учета страхователя не позднее 20 февраля 2016 года.
Частью 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, он считается поданным в день подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Из данной нормы следует, что день представления уточненного расчета в таком случае считается днем представления первичного расчета.
Если же уточненный расчет представляется после истечения срока его подачи и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при одновременном выполнении следующих условий (п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ):
1) уточненный расчет представлен до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в таком расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период;
2) до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик взносов уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
При этом в ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ имеется в виду освобождение плательщика от ответственности, возникающей по ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Если указанные правонарушения совершаются умышленно, то штраф составит 40% от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
Однако, как следует из формулировки приведенной нормы, привлечь плательщика к ответственности по указанной статье можно не во всех случаях наличия недоимки, а только когда неуплата (неполная уплата) возникла в результате:
- занижения базы для начисления страховых взносов или иного неправильного их исчисления;
- других неправомерных действий (бездействия) плательщика.
При этом размер штрафа рассчитывается только от неуплаченной суммы страховых взносов, то есть исходя из недоимки, возникшей за страхователем в результате занижения базы для начисления страховых взносов (постановление Семнадцатого ААС от 28.08.2015 N 17АП-10129/15).
В свою очередь, как указано в п. 2.2 Методических рекомендаций...*(1), утвержденных распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р, плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами Закона N 212-ФЗ.
То есть несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет начисление пеней, но не привлечение к ответственности. Это признают и представители Минтруда России (решение ВАС РФ от 31.05.2013 N ВАС-3196/13).
Таким образом, законодательство о страховых взносах разделяет ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов, возникшую в результате занижения базы для их исчисления, и несвоевременную уплату страховых взносов.
В данном случае, как следует из вопроса, уточненный Расчет РСВ-1 представлен плательщиком в электронном виде до истечения срока подачи расчета в ПФР (до 20 февраля 2016 года). В связи с чем Расчет РСВ-1 за отчетный период 2015 года считается поданным в день подачи уточненного расчета, т.е. 15 февраля 2016 года (ч. 3 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). При таких обстоятельствах говорить о занижении базы для начисления страховых взносов или иного неправильного их исчисления за указанный период не приходится. Получается, что страховые взносы за 2015 год исчислены верно. А значит, в анализируемой ситуации имеет место несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов, что влечет лишь начисление пеней в соответствии со ст. 25 Закона N 212-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, привлечение плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ в рассматриваемой ситуации считаем неправомерным.
Согласно ст. 53 Закона N 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица. Право плательщика обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц предоставлено и п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы либо в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), либо в суд. Причем положения Закона N 212-ФЗ, в отличие от НК РФ, не требуют обязательного досудебного урегулирования споров с контролирующими органами в вышестоящем органе. В силу прямой нормы ч. 2 ст. 54 Закона N 212-ФЗ подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Подробнее с порядком обжалования Вы можете ознакомиться в рекомендованном материале.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия судебной практики. Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (Ст. 17 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неуплату (неполную уплату) страховых взносов (ст. 47 Закона N 212-ФЗ);
- Энциклопедия решений. Обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы в вышестоящий орган ПФР или ФСС РФ (вышестоящему должностному лицу).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
21 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Методические рекомендации по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" разработаны и утверждены в целях установления единой правоприменительной практики и оказания методической помощи в организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности за нарушение Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов - организациями и индивидуальными предпринимателями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.