О некоторых вопросах реализации права граждан на образование, обусловленного прохождением ими военной службы
О.Ю. Петров,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г., с. 5-14.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации |
Конституционное право на образование граждан России установлено Конституцией Российской Федерации: каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43); высшее образование доступно для всех на конкурсной основе бесплатно, а также во всем разнообразии форм обучения на платной основе. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43).
29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании), который подробно регулирует реализацию данного конституционного права российских граждан. В частности, ст. 71 указанного Закона устанавливает особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права:
1) прием без вступительных испытаний;
2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;
4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
5) иные особые права*(1).
Перечень граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, а также порядок и основания предоставления особых прав устанавливаются Законом об образовании.
Другие категории граждан, которым могут предоставляться предусмотренные пп. 3 и 4 ч. 1 ст. Закона об образовании особые права при приеме на обучение по военным профессиональным образовательным программам и (или) образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, предусмотренными пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 71 Закона об образовании, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования. Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно*(2).
Кроме того, установлено, что право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют:
- дети-инвалиды;
- инвалиды I и II групп;
- инвалиды с детства;
- инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях*(3).
Военнослужащим, не имеющим родителей, необходимо учитывать, что до 1 января 2017 г. право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, в пределах установленной квоты, при условии успешного прохождения вступительных испытаний, распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон об образовании (ч. 6 ст. 71) устанавливает размер квоты, указывая, что квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.
Безусловно, и гражданин, прошедший военную службу по призыву, и военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, прослуживший три года, принимая решение о поступлении в образовательную организацию, объективно нуждаются в подготовке к вступительным испытаниям по экзаменационным предметам. Чем качественнее и полноценнее будет организована и проведена подготовка к вступительным экзаменам, тем выше вероятность поступления на квотированные бюджетные места в учебном заведении и бесплатное (за счет бюджетных ассигнований) обучение по избранному военнослужащим направлению подготовки.
Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют*(4):
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;
3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;
4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-I;
5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
7) дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;
8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;
9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б"-"г" п. 1, подп. "а" п. 2 и подп. "а"-"в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ;
11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ;
12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);
13) военнослужащие, в том числе военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанные военнослужащие, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Указанные лица принимаются на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования при наличии у них среднего общего образования, в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 8 ст. 55 Закона об образовании.
При этом необходимо отметить, что обучение таких лиц осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае, если они обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые.
Порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и предусматриваемый в соответствии с этим порядком перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования*(5).
Гражданам, обучающимся на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.
Также следует отметить, что преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется лицам, указанным в ч. 7 ст. 71 Закона об образовании, в том числе и гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на обучение по рекомендациям командиров*(6).
Рекомендации гражданам, прошедшим военную службу по призыву, для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования выдаются в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" от 3 сентября 2013 г. N 633. Этим приказом был признан утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования" от 21 января 1999 г. N 20.
Проведем небольшой сравнительный анализ указанных действующего и утратившего силу нормативных правовых актов:
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20 | Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 633 |
Рекомендации выдаются военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, положительно зарекомендовавшим себя в период прохождения военной службы |
Рекомендация составляется командиром воинской части (соединения) по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку. Критерии, либо необходимые условия для выдачи рекомендации не определены (прим. автора) |
Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее чем за месяц до увольнения с военной службы подают рапорт своему непосредственному начальнику. Решение о выдаче военнослужащему рекомендации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше. При положительном решении командиры (начальники) ходатайствуют перед командиром воинской части о выдаче военнослужащему рекомендации | Инициатива, либо ходатайство военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не является необходимым условием для оформления рекомендации командиром воинской части (корабля). Из буквального толкования норм Порядка следует, что командир воинской части единолично рассматривает (если сочтет необходимым) вопрос о выдаче (или отказе в выдаче) рекомендации (прим. автора) |
По решению командира воинской части вопрос о выдаче рекомендации военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может рассматриваться на заседании аттестационной комиссии воинской части, а военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, - выноситься на обсуждение собрания личного состава роты или ему равного подразделения. При принятии решения о выдаче военнослужащему рекомендации командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива | Любая коллегиальность необязательна при принятии решения о выдаче (или отказе в выдаче) рекомендации. Командир воинской части единолично рассматривает указанный вопрос (прим. автора) |
Рекомендация составляется в соответствии с приложением к настоящей Инструкции, подписывается командиром воинской части и заверяется печатью воинской части. В случае выдачи военнослужащему рекомендации в приказ командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части вносится пункт следующего содержания: "В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", _______________________________________ (фамилия, имя, отчество) добросовестно выполнивший воинский долг, рекомендуется для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования". В военном билете (удостоверении личности) рекомендуемого в разделе "Особые отметки" производится запись следующего содержания: "Выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования". Запись заверяется подписью начальника штаба воинской части и печатью воинской части |
Рекомендация составляется командиром воинской части (соединения) по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку. В военном билете гражданину в разделе "Особые отметки" производится запись следующего содержания: "Выдана рекомендация для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета". Запись заверяется подписью начальника штаба воинской части (соединения) и печатью установленного образца |
При увольнении с военной службы рекомендация вручается военнослужащему одновременно с другими документами, как правило, в торжественной обстановке (на построении, собрании личного состава и т.п.) либо высылается по его просьбе |
Рекомендация выдается гражданину в день исключения его из списков личного состава воинской части одновременно с другими документами. Повторная выдача рекомендации не производится |
Рекомендация не выдается: а) военнослужащим, имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисциплинарные взыскания; б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи: с лишением его воинского звания; с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться; с невыполнением им условий контракта; с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно |
Рекомендация не выдается гражданам: - имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, объявленное в установленном порядке; - привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности; - отчисленным из образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность и (или) нежелание учиться |
Право на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уволенными с военной службы | Аналогичная норма не предусмотрена |
Рекомендация выдается военнослужащему (уволенному) один раз. Повторная выдача рекомендации не производится. Дубликат рекомендации может быть выдан только по письменному запросу образовательного учреждения, в которое поступает уволенный | Пункт 3: повторная выдача рекомендации не производится |
Таким образом, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, получает возможность реализации права на получение рекомендации командира воинской части для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета непосредственно в день исключения из списков личного состава воинской части. Рекомендация составляется и выдается по единоличному решению командира воинской части. При этом, если отсутствуют случаи, предусмотренные приведенным в таблице п. 4, командир воинской части не вправе не выдать военнослужащему рекомендацию, несмотря на его служебные показатели и отношение к службе.
Военнослужащим, проходящим или прошедшим военную службу по призыву или контракту, изъявившим желание затем поступить в военные образовательные организации высшего образования, необходимо учитывать, что преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более*(7).
Кроме того, преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях также предоставляется выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе (кадетские корпуса, школы и т.п.)*(8).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. утверждены Порядок и условия приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с Порядком правила приема на обучение в высшее военно-учебное заведение в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливаются вузом самостоятельно. Формирование выездных приемных комиссий вузов осуществляется по согласованию с Главным управлением кадров*(9).
Согласно п. 45 Порядка в качестве кандидатов на поступление в высшие военно-учебные заведения на обучение курсантами по программам с полной военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее (среднее профессиональное) образование, из числа:
- граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
- граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 27 лет.
Кроме того, Порядок устанавливает, что в качестве кандидатов на поступление в высшие военно-учебные заведения на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет*(10).
Возраст поступающих на учебу лиц определяется по состоянию на 1 августа года поступления.
Установлены исчерпывающие ограничения, при наличии которых не могут рассматриваться в качестве кандидатов на поступление:
- граждане, уже имеющие высшее образование;
- граждане, в отношении которых вынесено решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- граждане, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
Так как военно-учебные заведения в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливают правила приема на обучение самостоятельно, они могут предусмотреть преимущественное право на зачисление на учебу для отдельных категорий граждан.
Так, преимущественное право на зачисление на учебу в Военный университет предоставляется, в частности:
- военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
- гражданам, проходившим в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б"-"г" п. 1, подп. "а" п. 2 и подп. "а"-"в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ;
- участникам боевых действий, а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ;
- гражданам, непосредственно принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственным участникам ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственным участникам проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственным участникам ликвидации последствий этих аварий (военнослужащим и лицам из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходившим службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);
- военнослужащим, в том числе военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанным военнослужащим, выполняющим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Важно отметить, что кандидаты из числа военнослужащих, соответствующие требованиям, установленным пп. 45-48 Порядка, направляются в вузы командирами воинских частей для участия в учебных сборах по подготовке к прохождению профессионального отбора и последующего прохождения профессионального отбора независимо от получения воинской частью решения приемной комиссии вуза о допуске к профессиональному отбору:
- поступающие на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой направляются в вуз к 1 июня, где с ними проводятся 25-дневные учебные сборы;
- поступающие на обучение по программам со средней военно-специальной подготовкой направляются в вуз к 10 июня, где с ними проводятся 15-дневные сборы*(11).
Таким образом, конституционное право гражданина Российской Федерации на образование может быть реализовано в различных формах, что зависит от выбора самого гражданина, уровня его образования, способностей и устремлений. При этом государство предоставляет и гарантирует гражданам, проходящим военную службу по контракту либо прошедшим военную службу по призыву, ряд существенных преимуществ при поступлении в образовательную организацию по избранному направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизм реализации указанных гарантий регулируется действующим законодательством, что, в свою очередь, повышает общественный статус гражданина, проходящего либо прошедшего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 1 ст. 71 Закона об образовании в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ.
*(2) Часть 3 ст. 71 Закона об образовании.
*(3) Часть 5 ст. 71 Закона об образовании.
*(4) Часть 7 ст. 71 Закона об образовании.
*(5) Часть 8 ст. 71 Закона об образовании.
*(6) Часть 9 ст. 71 Закона об образовании.
*(7) Часть 11 ст. 71 Закона об образовании.
*(8) Часть 10 ст. 71 Закона об образовании.
*(9) Пункт 6 Порядка.
*(10) Пункт 46 Порядка.
*(11) Пункт 62 Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров О.Ю. Возможности и преимущества при реализации права гражданина Российской Федерации на образование, обусловленные прохождением различных видов военной службы, роль и статус рекомендации командира воинской части (корабля): краткий анализ современных новаций законодательства
Petrov O.Y. Opportunities and advantages in the realization of the right of citizens of the Russian Federation to education caused by the passage of various types of military service, the role and status of the recommendation of the commander of military unit (ship): a brief analysis of the modern innovations of the legislation
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
O.Y. Petrov - candidate of legal Sciences
Рассматриваются правовые и организационные вопросы реализации конституционного права граждан России на образование, анализируются возможности и преимущества при реализации этого права, обусловленные прохождением различных видов (по призыву и по контракту) военной службы, как при поступлении в гражданские, так и в военные образовательные организации.
The article concerns legal and organizational issues of implementation of the constitutional right of Russian citizens to education, and the possibilities and advantages in the realization of this right, due to the passage of various types (at the urging and under contract) military service, for admission to civil and military educational organization that examines the role and status of the recommendation of the commander of the military unit for admission to the preparatory Department of the Federal state educational institutions of higher education for training at the expense of budgetary appropriations of the Federal budget.
Ключевые слова: право на образование, прохождение военной службы, рекомендация командира воинской части, аттестационная комиссия, федеральные государственные образовательные организации, военные образовательные организации, подготовительные отделения, профессиональные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, правила приема, профессионально-психологический отбор, приемная комиссия.
Key words: right to education, military service, recommendation of the commander of the military unit, the certification Commission, the Federal state educational institutions, military educational institutions, preparatory Department, professional education programs, Federal state educational standards, admission, professional psychological selection, admissions.
О некоторых вопросах реализации права граждан на образование, обусловленного прохождением ими военной службы
Автор
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г.