Бесплатное питание в офисе
С. Николаев,
эксперт журнала "Налоговый учет для бухгалтера"
Журнал "Налоговый учет для бухгалтера", N 2, февраль 2016 г., с. 42-44.
Несмотря на кризис и царящее в прессе и социальных сетях уныние, многие организации испытывают нешуточный кадровый дефицит. Современное трудоспособное поколение уже не идет только на высокую заработную плату. Им еще важна и максимально комфортная обстановка для работы в организации. Одним из способов привлечения специалистов являются различные дополнительные бонусы (как крупные материальные, так и мелкие, но приятные, иногда больше с моральной точки зрения). Примером одного из таких бонусов может служить, например, организация бесплатного питания для своих сотрудников.
Крупные организации могут завести свою столовую, нанять повара и обеспечить работников полноценным горячим обедом (в зависимости от объема порций некоторые наиболее экономные еще и половину его уносят домой на ужин).
Фирмы помельче ограничиваются приобретением кофеварки, кулера (или чайника), чая, сахара, кондитерских изделий. Все это частенько проходит под кодовым названием - "печеньки" или "плюшки". Наверняка на сайтах компаний, ищущих специалистов, вы встречали обещания бесплатных печенек (плюшек).
Руководству организации, заботящемуся о своих подчиненных, необходимо продумать всю схему обеспечения продуктами питания и связанного с этим документооборота, дабы избежать в дальнейшем конфликтов с проверяющими.
Простейший способ - руководитель с периодичностью один-два раза в месяц выделяет ответственному за "чай-кофе-печенье" необходимую сумму из собственного кармана, а тот уже закупает все необходимое. То есть начальник балует подчиненных за свой счет. Будет ли он требовать подробного отчета о купленном, а потом съеденном и выпитом, либо у них с ответственным в этом царит полное доверие - их личное дело. Такой вариант его карман способен выдержать, если количество подчиненных относительно невелико.
Но если штат организации значительно больше, то описанный полудомашний метод финансирования чаепитий для начальства станет весьма накладным. Да и не всегда директор является учредителем (да еще и единственным) компании. В этом случае все надо поставить на официальные рельсы.
Примечание. См. статью "Порядок налогообложения нестандартных компенсаций" на стр. 19.
Документы и бухучет
В коллективном договоре необходимо предусмотреть, что организация обеспечивает питанием (в частности, чаем, кофе и кондитерскими изделиями) своих сотрудников (ст. 41 ТК РФ) Если коллективного договора в организации нет, то такое условие прописывается в трудовом договоре. Ответственному за чаепития (его следует назначить распоряжением руководства) в определенный срок выдаются под отчет денежные средства, что следует отразить записью:
После того как чай-кофе-сахар будут принесены в организацию, ему необходимо будет отчитаться за покупку авансовым отчетом.
Теоретически все приобретенное необходимо сначала оприходовать записью:
Далее продукты, выложенные возле кофейного автомата или чайника, можно списать на расходы проводкой:
На практике же мало кто приходует печенье или конфеты (а потом еще и проводит их инвентаризацию), поэтому все, что куплено, сразу списывается записью:
Налогообложение
Питание, осуществляемое в соответствии с коллективным или трудовым договором, не зависит от должностей сотрудников, их квалификации, окладов, сложности выполняемой работы. Следовательно, его нельзя признать частью оплаты труда работников (ст. 129 ТК РФ).
Контролировать количество съеденного конкретным сотрудником печенья или сухариков, выпиваемого кофе или чая, а также сколько кусочков сахара он любит класть в чашку даже теоретически весьма затруднительно. Следовательно, наладить и вести персонифицированный учет съеденного и выпитого по каждому работнику не представляется возможным. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя оценить и экономическую выгоду, получаемую работником. Доход его, подлежащий обложению НДФЛ, также посчитать невозможно. К такому же выводу пришло и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-06/6715).
Для целей налогообложения прибыли, по нашему мнению, можно признать стоимость выпитого-съеденного расходами на оплату труда. А конкретнее - другими видами расходов, произведенным в пользу работника в соответствии с коллективным договором (п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ). Минфин России с этим в прошлом году также согласился (письмо от 06.03.2015 N 03-07-11/12142).
Однако в этом же письме чиновники приходят к довольно странному и нелогичному, на наш взгляд, выводу (в части налога на добавленную стоимость). Авторы письма признают, что расходы на организацию бесплатного питания не являются объектом налогообложения по НДС. Далее, исходя из этого, заявляют, что "входной" НДС по приобретенным продуктам питания также нельзя принять к вычету. Почему? Исходя из вышеизложенного. Логика довольно странная, но тем не менее такое разъяснение существует, и не исключено, что налоговики будут его использовать.
Но чаще всего продукты закупаются в ближайшем (к месту работы или к месту проживания ответственного за чаепития) магазине за наличный расчет (по карте). Поэтому накладной (или товарного чека), а также счета-фактуры, вероятнее всего, к авансовому отчету приложено не будет.
Поэтому на расходы будет списана вся стоимость приобретенных продуктов (без выделения налога на добавленную стоимость).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru