Расходы на оформление интерьера в кафе
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 37-40.
В зале обслуживания посетителей в кафе, ресторане стены нередко украшают:
- картинами современных художников;
- репродукциями картин известных художников;
- тематическими фотографиями, оформленными в рамке.
Можно ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль учесть расходы, возникающие в связи с приобретением перечисленных предметов?
Одним из основных элементов привлечения посетителей в заведение общепита является интерьер зала обслуживания, который создает атмосферу, располагающую продлить время нахождения в кафе, ресторане, заказать больше блюд, а также посетить кафе, ресторан еще раз.
При рассмотрении вопроса о возможности учета затрат на приобретение картин, репродукций картин, фотографий, используемых для оформления зала обслуживания посетителей, в составе налоговых расходов необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- рассматриваемые затраты прямо не поименованы в гл. 25 НК РФ;
- перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, открыт. Так, дорогостоящие активы могут быть отнесены к амортизируемому имуществу при соблюдении критериев п. 1 ст. 256 НК РФ. Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, приведенный в п. 1 ст. 264 НК РФ, заканчивается другими расходами (пп. 49);
- затраты должны соответствовать критериям, названным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ затраты подлежат учету, если они обоснованны, документально подтверждены, не упомянуты в ст. 270 НК РФ, а также если они понесены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
Деятельность кафе, ресторана как объекта общественного питания имеет свою специфику, которая среди прочего заключается в необходимости оформления привлекательного для посетителей интерьера зала обслуживания. Для понятия специфики деятельности заведения общепита обратимся к терминам и определениям, приведенным в ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения"*(1).
Услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общепита по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления этой продукции и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (п. 41).
Зал обслуживания предприятия общественного питания - это специально оборудованное помещение такого предприятия, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общепита и покупных товаров с организацией досуга или без него (п. 16).
Из вышеприведенных норм следует, что размещенные на стенах зала обслуживания картины, репродукции картин и фотографии участвуют в создании условий для потребления посетителями продукции и покупных товаров, а также для проведения досуга. Поэтому, по мнению автора, расходы на эти предметы прямо и косвенно связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, и они обоснованны. Тот факт, что такие расходы не являются обязательными и конкретно не предусмотрены какими-либо нормативными правовыми актами, не означает их необоснованность.
Тем более что финансисты постоянно напоминают: в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (см., например, письма от 16.11.2015 N 03-03-06/2/65967, от 28.10.2015 N 03-03-06/61970, от 11.09.2015 N 03-03-06/1/52393).
В арбитражной практике прецеденты конкретно по рассматриваемой ситуации автором встречены не были. В то же время судьи в той или иной степени анализировали вопросы, касающиеся учета расходов на интерьер для других помещений и организаций, что может быть использовано в нашем случае по аналогии.
Из судебной практики можно сделать вывод, что налоговые инспекции уделяют внимание расходам на интерьер и вполне могут посчитать неправомерным их признание в целях налогообложения прибыли. Кстати, позиция финансистов на этот счет отчасти представлена в Письме от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311: затраты на приобретение подставок и горшков для комнатных растений с целью оформления интерьера в офисе не связаны с осуществлением деятельности организации, поэтому не соответствуют основным критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Автор обращает внимание на то, что в данном письме не рассмотрен случай, когда интерьер используется, например, для привлечения клиентов, создания благоприятного имиджа организации, а также роста выручки и прибыли.
Судебные инстанции в отношении расходов на интерьер исходят из анализа того, в каких именно целях прямо и (или) косвенно используется интерьер.
Судебный акт | Вывод суда |
Постановление ФАС МО от 28.06.2012 N Ф05-5886/2012 по делу NА40-50869/10-129-277 | Расходы на кресла, диваны, телевизоры для посетителей являются обоснованными. Использование элементов декора интерьера офиса связано с осуществлением деятельности, направленной на извлечение дохода, поскольку обеспечивает поддержание соответствующего имиджа организации |
Постановление ФАС МО от 18.11.2011 N Ф05-9584/2011 по делу NА40-99335/10-140-481 | Организация правомерно отнесла к амортизируемому имуществу основные средства, необходимые для оформления интерьера офиса (картины, ковры и иные аналогичные средства) |
Постановление ФАС МО от 21.01.2009 N КА-А40/12910-08 по делу N А40-35465/08-139-123 | Расходы на установку аквариумной системы и декоративной ландшафтной композиции в помещениях, подлежащих сдаче в аренду, признаны обоснованными, так как их установка: - производилась одновременно со строительством помещений, то есть изначально предполагался единый дизайн помещений, куда входила не только композиция, но и оформление стен помещений рисунками, цветочный павильон, выполненный в необычном стиле; - направлена на повышение конкурентоспособности предлагаемого продукта, следствием которого являются привлечение клиентов, повышение стоимости аренды помещений, что подтверждается проведением маркетингового исследования на предмет обоснования использования данных систем и композиций для повышения эффективности торговой деятельности |
Постановление ФАС МО от 16.06.2009 N КА-А40/5111-09 по делу NА40-73552/08-111-338 | Затраты организации на обслуживание аквариумов были направлены на создание благоприятной обстановки для посетителей (партнеров, покупателей, участников долевого строительства) общества, на улучшение интерьера помещений для проведения переговоров и совершения сделок. При этом отсутствие у данных расходов признака обязательности не влияет на возможность учета их для целей налогообложения прибыли при соответствии критериям, указанным в ст. 252 НК РФ |
Подведем итог. Налоговый кодекс не содержит запрета на учет расходов на приобретение картин, репродукций картин и фотографий в рамке с целью их размещения на стенах зала обслуживания посетителей. В то же время имеется риск того, что налоговая инспекция может отказать в признании данных затрат в составе налоговых расходов. С целью снижения этого риска имеет смысл составить документы, из которых следовало бы, что указанные предметы приобретаются именно в целях, связанных с предпринимательской деятельностью: для привлечения клиентов, в рамках конкурентной борьбы с другими заведениями общественного питания. Такими документами могут быть докладные записки, бухгалтерские справки и иные подобные документы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Введен в действие с 01.01.2015 Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"