Обзор профессиональных стандартов в сфере образования
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2016 г., с. 63-69.
Начинаем серию статей*(1), в которых будет представлен обзор профессиональных стандартов в разрезе различных отраслей. Открывает цикл материал о ситуации в сфере образования.
Особенностью сферы образования является то, что здесь уже в отраслевом федеральном законодательстве содержится такая норма: право на занятие педагогической деятельностью получают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам *(2). Причем это не зависит от организационно-правовой формы работодателя. Значит, при наличии утвержденного профессионального стандарта его применение становится для работодателя обязательным. Кроме того, в сфере образования и до появления профессиональных стандартов существовало много положений, регулирующих требования к работникам и их деятельности (например, в ТК РФ работе в данной сфере посвящена отдельная глава), соответственно, стандарты выступают здесь не как документы с каким-то совершенно новым содержанием, а скорее как документы, обобщающие и систематизирующие существующие требования.
На начало 2016 года Минтруд утвердил четыре профстандарта в сфере образования, применение которых работодателями должно начаться с 01.01.2017 (данный срок указан в НПА, которыми утверждены стандарты). Стандарты должны применяться при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, создании должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
В роли главного разработчика стандартов выступил Московский городской психолого-педагогический университет, который привлекал для сотрудничества по конкретным стандартам государственные образовательные учреждения и общественные организации (полный перечень разработчиков каждого стандарта указан в самих стандартах). Кратко рассмотрим эти стандарты.
Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Сфера применения данного стандарта *(3) наибольшая, поскольку он относится к самому широкому кругу учителей и воспитателей - преподавателям средней школы, персоналу дошкольного образования и воспитания и т.д. Стандарт включает в себя две обобщенные трудовые функции (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ) и восемь трудовых функций (воспитательная деятельность, развивающая деятельность, педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования и др.), три трудовые функции относятся к первой обобщенной и пять - ко второй. Отметим также, что в состав последних пяти трудовых функций входят и две, представляющие собой модули предметного обучения, - "Математика" и "Русский язык".
В отношении каждой обобщенной трудовой функции приводятся требования к образованию и обучению (наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" и т.п.), требования к опыту практической работы (фактически данные требования в рассматриваемом стандарте отсутствуют) и особые условия допуска к работе (например, вести педагогическую деятельность запрещено лицам, лишенным права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда).
По каждой трудовой функции приводится перечень трудовых действий. Так, в отношении трудовой функции "Воспитательная деятельность" это проектирование и реализация воспитательных программ, формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации и т.д. По каждой трудовой функции дается перечень необходимых умений и знаний. По трудовой функции "Развивающая деятельность" такими умениями являются понимание документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и пр.), формирование детско-взрослых сообществ и др. А по трудовой функции предметного модуля "Математика" в состав необходимых знаний включены основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики, теория и методика преподавания математики и т.д.
Кроме того, дополнительная характеристика каждой трудовой функции - соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Уровни квалификации трудовых функций стандарта - от 5 (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования) до 6*(4).
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Цель профессиональной деятельности в рамках данного стандарта *(5) - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ (первая обобщенная трудовая функция), оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (вторая обобщенная трудовая функция). Отметим, что стандарт относится не только к педагогам-психологам, но и к психологам, выполняющим в образовательном учреждении указанные функции.
Первая обобщенная функция включает в себя семь трудовых функций, а вторая - пять. Требование к практическому опыту работы не применяется. Сотрудник должен иметь высшее профессиональное образование по профильным направлениям. Примечательно, что в отличие от предыдущего стандарта данный документ предусматривает только одно ограничение для допуска к работе - наличие судимости.
В отношении каждой трудовой функции приводятся перечни трудовых действий, необходимых умений и знаний. Например, в отношении трудовой функции "Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций" одним из трудовых действий является консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся, одним из необходимых умений - владение приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации, а одним из необходимых знаний - знание международных норм и договоров в области прав ребенка и образования детей.
В указанном случае почему-то от сотрудника не требуется соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. Отметим, что отсутствие этой характеристики наблюдается и во всех остальных стандартах.
Уровень квалификации всех трудовых функций стандарта - 7.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Данный стандарт *(6) включает в себя три обобщенные трудовые функции: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам, организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Стандарт касается таких должностей, как педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель (первая обобщенная функция), методист (вторая обобщенная функция), педагог-организатор (третья обобщенная функция).
Требования к уровню образования сотрудников здесь более гибкие - например, по первой обобщенной трудовой функции в случае отсутствия педагогического образования допускается получение дополнительного профессионального педагогического образования и освоение дополнительной профессиональной программы уже после трудоустройства.
Отличительной чертой стандарта является то, что одно из особых условий допуска к работе - прохождение в установленном законодательством РФ порядке аттестации на соответствие занимаемой должности. Кроме того, в стандарте в отдельных случаях указаны уже и требования по практическому опыту работы - так, в отношении старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности должен составлять не менее двух лет.
Как и в других стандартах, каждая обобщенная трудовая функция включает в себя определенный набор трудовых функций (всего их 11), а по ним, в свою очередь, приводятся перечни трудовых действий, необходимых умений и знаний. Например, в отношении трудовой функции "Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых" (это касается работы методистов) одно из трудовых действий - организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, одно из необходимых умений - организация апробации разработанного инструментария, а одно из необходимых знаний - знание теории и практики маркетинговых исследований в образовании.
Уровень (подуровень) квалификации трудовых функций стандарта - от 6.1 до 6.3.
Педагог профессионального обучения, профессионального и дополнительного профессионального образования
Этот стандарт *(7) самый объемный - в нем 10 обобщенных трудовых функций и 31 трудовая функция. Он касается очень широкого круга должностей - преподаватель, мастер производственного обучения, доцент, ассистент, методист, старший методист и т.д. В отдельных случаях предъявляются требования по наличию опыта работы, по прохождению стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Особое внимание в соответствующих ситуациях уделяется и обязательности прохождения педагогическими работниками обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда.
Приведем пример трудовых действий, необходимых умений и знаний из данного стандарта: в отношении трудовой функции "Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)" (она может касаться преподавателя, методиста и др.) одним из трудовых действий является обеспечение организации и осуществление профессиональных проб для школьников, одним из необходимых умений - зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками, а необходимым знанием - знание основ психологии труда, профессиоведения и профессиографии.
Стандарт характеризуется и самым широким диапазоном уровней (подуровней) квалификации своих трудовых функций - от 6.1 до 8.3 (разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП).
* * *
Напомним, что с 01.07.2016 у Правительства РФ появится право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать условия применения профстандартов в части требований, обязательных для использования государственными или муниципальными учреждениями*(8). Скорее всего, это право будет реализовано и применение профстандартов в государственных и муниципальных учреждениях будет обязательным. Так что знакомство с профстандартами, которые Минтруд утверждает и размещает на специальном сайте profstandart.rosmintrud.ru (данная работа началась в 2013 году и продолжается до сих пор), становится весьма актуальным для руководителей бюджетных учреждений уже сейчас.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тема профессиональных стандартов освещалась ранее - см. статью К.Г. Чагина "Профстандарты: новации федерального законодательства", N 6, 2015.
*(2) Часть 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(3) Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014).
*(4) Здесь и далее - см. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
*(5) Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514н.
*(6) Утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 N 613н.
*(7) Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 608н.
*(8) Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в ТК РФ и ст. 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"