Какие персональные данные можно обрабатывать?
С.П. Фролов,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2016 г., с. 31-44.
Вопросы об обработке персональных данных (ПД) возникали у любого работодателя, хотя в Законе о ПД*(1) прописаны все случаи, когда такая обработка возможна. Но что входит в понятие "персональные данные"? И что подразумевается под их обработкой? Как требования закона выполняются на практике? Эти и другие актуальные вопросы рассмотрим в статье.
Всегда ли идентификационные данные - персональные?
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о ПД персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД). То есть ПД представляют собой информацию о конкретном человеке, позволяют его идентифицировать. Идентифицирующих данных много. Наиболее часто используемые: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст, пол, национальность, семейный статус, вероисповедание. Вот тут нужно понять, что не всякие идентифицирующие данные - персональные, однако все персональные - идентифицирующие.
Еще раз обратите внимание на формулировку: сведения должны позволить безошибочно идентифицировать человека, то есть опознать его как конкретное лицо. Например, если в список включить только фамилии, имена и отчества людей, без привязки к месту работы или учебы и т.п., информация не будет расцениваться как персональные данные, поскольку существуют полные тезки этих людей. Если на сайте опубликовать только фотографию, без дополнительной информации, позволяющей идентифицировать физическое лицо как субъекта ПД, это не квалифицируется как обработка персональных данных конкретного физического лица.
Но если, например, в списках наряду с ФИО указать домашний адрес, подобный "набор" уже можно назвать персональными данными, поскольку он позволяет идентифицировать личность. Таким образом, ПД - не просто фамилия или имя, персональные данные - набор информации, ее совокупность, позволяющая провести идентификацию.
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с ПД с использованием средств автоматизации или без их использования, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (п. 3 ст. 3 Закона о ПД).
Обработка ПД |
Любые действия с ПД |
/-----------------\ /---------\ /--------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------\ /---\
| Сбор, запись, | |Хранение | | Уточнение | | Извлечение, | | Передача | | Обезличивание, | |...|
| систематизация, | | | | (обновление, | |использование | |(распространение,| | блокирование, | | |
| накопление | | | | изменение) | | | | предоставление, | | удаление, | | |
| | | | | | | | | доступ) | | уничтожение | | |
\-----------------/ \---------/ \--------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------/ \---/
Обратите внимание: возможность обработки ПД предполагает соблюдение требований по их обработке, указанных в Законе о ПД. Например, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, недопустима, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона о ПД.
Случаи, в которых разрешается обработка ПД
Случаи, в которых допускается обработка персональных данных, перечислены в ст. 6 Закона о ПД - обратите внимание, список закрытый.
Субъект согласился на обработку своих ПД
Обработка персональных данных возможна при наличии согласия субъекта ПД на такую обработку. Следует иметь в виду два фактора. Субъект должен быть дееспособным. Согласие должно быть получено именно у этого субъекта, а не у его родственника или начальника (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона о ПД).
Рассмотрим Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.09.2015 по делу N 33-9241/2015 - типичный случай использования ПД без согласия субъекта, связанный с "выбиванием" задолженности по кредиту. Заемщик при заключении кредитного договора в качестве контактных данных указал ФИО и номер телефона своего родственника без ведома последнего. Когда с заемщиком начались проблемы, банк воспользовался услугами коллекторского агентства. Специалисты по возврату долгов стали регулярно звонить на мобильный телефон контактного лица, отправлять СМС, требуя посодействовать в возврате ссуды. Действия банка и коллекторского агентства были признаны неправомерными. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу только с согласия субъекта ПД. Обработчик персональных данных по поручению оператора обязан соблюдать принципы и правила обработки, предусмотренные Законом о ПД. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о ПД обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта на обработку его ПД возлагается на оператора. Такого доказательства суду представлено не было.
Коллектор посчитал, что телефонный номер не относится к персональным данным, названным в Законе о ПД. Однако суд пояснил, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, в том числе номер мобильного телефона, если эта информация позволяет идентифицировать личность.
Ссылку на то, что мобильный номер истца был указан заемщиком в качестве дополнительной информации, тоже признали несостоятельной, поскольку действия по распространению, обработке и сбору персональных данных носят личностный характер и требуют соответствующего согласия конкретного субъекта.
Довод, что истец не воспользовался свои правом, предусмотренным ст. 14 Закона о ПД, - не обратился с заявлением о прекращении обработки и уничтожении его ПД, был отклонен судом, поскольку это право субъекта, а не обязанность.
Ответчик посчитал, что истец не доказал факт причинения физических, нравственных страданий. Однако суд счел, что право на возмещение морального вреда в данном случае установлено Законом о ПД, соответственно, причинение истцу физических и нравственных страданий предполагается.
Достижение значимых целей или выполнение значимых функций
Обработка ПД возможна, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Например, это может быть обработка персональных данных физического лица при предоставлении многофункциональным центром (МФЦ) услуги по расчету жилищно-коммунальных платежей и формированию единого платежного документа. Такая обработка производится в целях исполнения возложенных на МФЦ законодательством РФ полномочий. В качестве иллюстрации приведем Определение Московского городского суда от 18.08.2015 по делу N 7-8638/15. Заявительница через суд потребовала привлечь к административной ответственности руководителя и сотрудников МФЦ, поскольку при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги и формировании единого платежного документа незаконно, по ее мнению, обрабатывались персональные данные. Суд признал действия ответчика правомерными, ссылаясь на пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона о ПД. Кроме того, в силу пп. "а" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг*(2) в платежном документе должен быть указан адрес помещения, сведения о собственнике и другие ПД.
У руководителей организаций, работающих с детьми, иногда возникает вопрос: что делать, если родители не соглашаются на обработку персональных данных ребенка? В этом случае нужно руководствоваться нормой закона. Если обработка ПД необходима для достижения образовательных целей, являющихся общественно значимыми, а также для осуществления возложенных законодательством РФ на оператора функций, она подпадает под действие ст. 6 Закона о ПД. Согласие на обработку понадобится, если она несовместима с образовательными целями, например, когда школа участвует в соцопросе.
Следует различать обработку ПД и размещение этих данных в открытом доступе, допустим, на официальном сайте учреждения. Так, в 2015 году экспертами Роскомнадзора было выявлено более 2 тыс. сайтов, нарушающих Закон о ПД. Информресурсы, как правило, принадлежали школам, детским садам, интернатам, муниципальным образованиям и администрациям ряда субъектов РФ. На сайтах размещались не только списки воспитанников и учеников с указанием их ФИО, даты рождения, места проживания, но и сведения о социальном статусе родителей и их принадлежности к льготной категории граждан (многодетные семьи, матери-одиночки, безработные, сотрудники правоохранительных органов и т.д.). На одном из сайтов даже был опубликован список детей, направляемых на психоневрологическую комиссию. Образовательные учреждения имеют право собирать такую информацию для внутреннего пользования, но не размещать ее в открытом доступе, поскольку это уже не соответствует цели обработки.
Осуществление правосудия
Если обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению сообразно законодательству РФ об исполнительном производстве, согласие субъекта ПД не требуется (пп. 3 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Пример - Определение ВАС РФ от 16.12.2011 N ВАС-14324/11 по делу N А12-23512/2010. Оператор сотовой связи отказался предоставить номера телефонов должников судебному приставу-исполнителю, посчитав, что доступ к сведениям об абонентах - физических лицах и их персональным данным ограничен Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Законом о ПД. Оператор был признан виновным в нарушении ст. 6 Закона о ПД. Судебный пристав имел право получить ПД, причем не только на основании вышеуказанной нормы закона. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они нужны для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в необходимом объеме. Частью 2 этой статьи предусмотрено, что судебный пристав имеет право получать при совершении исполнительных действий требующуюся информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.
Исполнение полномочий органов власти
Обработка персональных данных допускается, если она необходима для реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Персональные данные также могут обрабатываться для организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг*(3), включая регистрацию субъекта персональных данных на порталах государственных и муниципальных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Пример - Постановление Самарского областного суда от 01.10.2014 N 4а-703\2014. Руководство ТСЖ не предоставило жилинспекции документы при проведении плановой документарной проверки, посчитав, что такое требование незаконно, поскольку оно нарушает нормы Закона о ПД - запрашиваемая информация включала персональные сведения об участниках ТСЖ. Судебные органы указали на правомерность требований инспектора в силу пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона о ПД. На ТСЖ был наложен штраф, а действия руководства признаны незаконными.
Заключение договора с субъектом ПД
Если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПД, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по указанному договору, для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект ПД будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то такая обработка допускается (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о ПД).
Внимание! Названное правило распространяется и на стороны трудового договора. Следует учитывать, что обработка персональных данных работника работодателем должна осуществляться в соответствии с правилами гл. 14 ТК РФ, регламентирующей защиту ПД. В частности, согласно п. 1 ст. 86 ТК РФ обработка ПД сотрудника может производиться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
Защита субъекта ПД
Обработка персональных данных разрешена, если она необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, а также если получение согласия субъекта ПД невозможно (пп. 6 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Это право часто применяется при оказании скорой медицинской помощи. Однако медработникам следует разграничивать случаи, когда действительно существует угроза жизни и здоровью, и плановые действия, требующие согласия пациента на обработку его персональных данных (например, проведение флюорографии).
У руководителей медучреждений может возникнуть вопрос, законна ли аудио- и видеозапись, осуществляемая в лечебных кабинетах? Например, в кабинете стоматолога при лечении обычного кариеса. Такая запись законна, если она не является сбором информации о жизни субъекта ПД.
В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Московского областного суда от 02.10.2012 по делу N 33-19415/2012. В клинике была введена в эксплуатацию система видеонаблюдения. Один из сотрудников потребовал устранить новшество, ссылаясь на ст. 23 и 24 Конституции РФ, - видеонаблюдение является сбором информации о его частной жизни. Он обратился в суд, сославшись также на ст. 10 Закона о ПД, в силу которой обработка ПД специальных категорий не допускается без согласия субъекта ПД.
Суд отклонил иск, руководствуясь следующим. Видео- и аудиозапись в лечебных учреждениях осуществляется во исполнение требований Закона об охране здоровья*(4), на основании которого в информационных системах в сфере здравоохранения производятся сбор, хранение, обработка и предоставление первичных данных о медицинской деятельности операторам информационных систем, касающихся исключительно персонифицированного учета в системе ОМС. Эти сведения представляются уполномоченным органам в силу закона и направлены исключительно на обеспечение мер по усилению антитеррористической и пожарной безопасности, сохранности материальных ценностей и дорогостоящего оборудования, проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Основанием для установки системы видеонаблюдения явились требования паспорта антитеррористической защищенности организации, согласованного с администрацией города, региональными начальниками УВД и УФСБ. Приказ об установке системы видеонаблюдения содержал условие о сохранении врачебной тайны, следовательно, эксплуатация оборудования не нарушала права пациентов. Был также предусмотрен порядок сбора и хранения информации, документ утверждал ответственных лиц и содержал предупреждение о дисциплинарных, административных и уголовных санкциях за разглашение полученной информации. Система видеонаблюдения была установлена на законных основаниях.
Защита прав и интересов оператора или достижение общественно значимых целей
Разрешение на обработку ПД не требуется, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей. Здесь должно быть соблюдено одно важное условие: права и свободы субъекта ПД не должны нарушаться (пп. 7 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Положение касается, например, проведения госзакупок. Разъясняя*(5) данный вопрос, Департамент развития контрактной системы подчеркнул, что в отношении участников закупки необходимость получения разрешения на обработку их персональных данных отсутствует в силу норм Закона о ПД. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о ПД субъект персональных данных может выразить несогласие на их обработку. В такой ситуации оператор вправе продолжить обработку ПД без согласия субъекта*(6).
А как поступать работодателю, если сведения о ПД запрашивает профсоюз? Рассмотрим позицию ВС РФ, выраженную в Определении от 20.07.2012 N 56-КГ12-3. Профорганизация потребовала от администрации предприятия предоставить информацию о привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ФИО, дата, время работы, оплата). В удовлетворении требования было отказано, поскольку Закон о ПД ограничивает возможность передачи ПД работников третьим лицам.
Районный суд и краевая судебная коллегия по гражданским делам посчитали действия работодателя правильными. Судебные органы исходили из того, что предоставление вышеуказанной информации возможно лишь в случае нарушения условий коллективных договоров, соглашений. А доказательств, подтверждающих эти нарушения, профорганизация не предоставила. При этом суд, сославшись на ст. 88 ТК РФ, указал, что запрашиваемая информация относится к ПД работников и ее передача возможна только при наличии угрозы жизни или здоровью работников либо с их письменного согласия, которое не было получено.
Но Верховный суд посчитал иначе. Часть 3 ст. 13 Закона о профсоюзах*(7) устанавливает, что профорганизации вправе осуществлять профсоюзный контроль выполнения коллективных договоров, соглашений, а в соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного закона - вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателя информацию по социально-трудовым вопросам. Статья 88 ТК РФ предусматривает, что при передаче ПД работника работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать ПД работника в коммерческих целях без его письменного согласия, предупредить лиц, получающих ПД, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от названных лиц подтверждения, что правило не нарушено. Лица, получающие ПД, обязаны соблюдать режим конфиденциальности, осуществлять передачу ПД работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись, предоставлять доступ к ПД работников только специально уполномоченным лицам, причем указанные лица должны иметь право получать только ПД, необходимые для выполнения конкретных функций.
Сведения о зарплате, времени труда и отдыха относятся к вопросам, регулируемым коллективным договором, что, в свою очередь, отнесено к контрольным функциям профсоюзов.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что в соответствии с требованиями пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона о ПД согласие субъекта ПД не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения ПД и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Оператором выступала профорганизация, осуществляя на законных основаниях мероприятия по защите трудовых прав работников. Отметим, что обработка ПД в рассматриваемом случае была необходима для достижения общественно значимых целей, а поскольку правила конфиденциальности для нее были установлены, права и свободы субъекта ПД не нарушались.
ВС РФ отметил ошибочность позиции предыдущих судов о том, что профсоюз имеет право требовать указанную информацию лишь при наличии доказательств нарушений условий коллективного договора. Но нарушения могут быть установлены только после получения соответствующей информации.
Требования профорганизации были признаны законными.
Работа СМИ, творческая или научная деятельность
Обработка персональных данных разрешена, если она необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности СМИ либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (пп. 8 п. 1 ст. 6 Закона о ПД).
В качестве пояснения рассмотрим следующий случай. В отношении руководителя организации возбуждено дело об административном правонарушении. До вступления в силу приговора в местной газете появляется критическая статья об этом проступке, в которой указаны ФИО и адрес руководителя*(8). Законна ли публикация?
В силу Разъяснений Пленума ВС РФ N 16*(9) п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ*(10) предусматривает запрет на распространение в СМИ сведений о личной жизни граждан без их согласия, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ N 16 к общественным интересам относится не любой интерес, проявляемый аудиторией, а потребность в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде и т.д. Таким образом, представителям СМИ стоит проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, допустим, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося публичной деятельностью. В первом случае СМИ выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли СМИ не играют.
Потребности общества в раскрытии персональных данных лица, упомянутого в статье и не занимающегося публичной деятельностью, не было. Соответственно, упоминание ФИО и места проживания провинившегося руководителя не служило общественному интересу - публикация персональных данных нарушила интересы субъекта ПД.
Обратите внимание, что соблюдение конфиденциальности возлагается и на СМИ как на оператора, и на любого журналиста, получившего доступ к персональным данным. Это требование вытекает не только из ст. 3 и 7 Закона о ПД, но и из ст. 49 Закона о СМИ. Таким образом, указание персональных данных в статье при отсутствии потребности общества в их раскрытии, незаконно. Пример - Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.10.2015 N 4а-547/2015.
А вот еще одна интересная ситуация: допустим, новостное агентство взяло информацию о проступке чиновника с сайта прокуратуры и разместило ее на своем информационном ресурсе с указанием персональных данных, позволяющих идентифицировать личность. В тексте была сделана ссылка на источник информации. Публикация правомерна, поскольку сведения взяты из официального и открытого источника. В качестве иллюстрации описанной ситуации можно привести Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-4400/2014.
Статистическая обработка
Согласие на обработку ПД не требуется, если она осуществляется в статистических или иных исследовательских целях (за исключением целей продвижения товаров, работ, услуг на рынке или политической агитации). Обратите внимание: обязательное условие такой обработки - обезличивание ПД (пп. 9 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). И еще: оператор обязан немедленно прекратить по заявлению субъекта ПД обработку его данных согласно п. 2 ст. 15 Закона о ПД.
Зачастую заказчик хочет получить от исполнителя, проводящего статисследования, все материалы, в том числе анкеты с указанием ПД респондентов. Требование незаконно, даже если оно входит в условие договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ). Обработка персональных данных при статистических исследованиях осуществляется при условии их обязательного обезличивания. Под обезличиванием понимается действие, в результате которого становится невозможно определить принадлежность ПД конкретному субъекту. Значит, условие технического задания к договору, предусматривающее предоставление оригиналов всех анкет с указанием ПД, нарушает права и охраняемые законом интересы респондентов и не соответствует императивному требованию закона: условие обработки ПД - их обязательное обезличивание. Предмет договора - проведение исследования, а не сбор и передача заказчику персональных данных. К тому же Кодекс Европейской ассоциации исследователей общественного мнения и маркетинга (ESOMAR) запрещает передавать персональные данные респондентов заказчику. Запрет передачи данных подтвержден и судебной практикой - Постановление АС МО от 27.07.2015 N Ф05-9077/2015 по делу N А40-62712/14.
Общедоступность ПД по воле субъекта
Не противоречит закону обработка ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлял сам субъект ПД либо это сделано по его просьбе (пп. 10 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Это может быть резюме соискателя, размещенное в Интернете, или страница пользователя в соцсети. Возможность использования общедоступных ПД подтверждена судебной практикой - например, Апелляционным определением Московского городского суда от 10.07.2015 по делу N 33-23164/2015.
Отдельно стоит затронуть вопрос работы с обращениями граждан. В такой ситуации показательно Постановление Хабаровского краевого суда от 05.03.2015 по делу N 4-А-44/15. Городская администрация была признана виновной в том, что на ее официальном сайте без согласия заявителя в открытом доступе была размещена жалоба, адресованная главе городского поселения, в которой содержались персональные данные: фамилия, имя, отчество, домашний адрес, номер телефона ее отправителя. Причем по просьбе субъекта ПД информация удалена не была. Администрация посчитала, что указание гражданином контактной информации является добровольным согласием на ее размещение в Интернете, но мнение оказалось ошибочным.
Раскрытие ПД - требование закона
Данные, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, обрабатывать можно (пп. 11 п. 1 ст. 6 Закона о ПД). Например, п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе*(11) предусмотрено включение в реестр контрактов информации о фамилии, имени, отчестве, месте жительства физического лица, идентификационном номере налогоплательщика-поставщика.
Руководителям образовательных организаций следует обратить внимание, что эта норма разрешает публикацию на официальных сайтах учреждений персональных данных педагогов без их согласия. Статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие сведения об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в том числе на официальном сайте организации. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность данных, в частности, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
Кроме того, Правила размещения информации на сайте*(12) конкретизируют характер сведений, подлежащих публикации образовательными организациями, в том числе и относительно педагогических работников.
* * *
Операторам следует помнить, что в случаях, предусмотренных п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона о ПД, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта ПД при условии регламентации вопросов обработки персональных данных соответствующим законодательством РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
*(2) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
*(3) Предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
*(4) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(5) Письмо Минэкономразвития РФ от 10.08.2015 N Д28и-2412.
*(6) При наличии оснований, указанных в п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона о ПД.
*(7) Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
*(8) Обратите внимание, что распространение ПД также входит в понятие "обработка".
*(9) Содержатся в Постановлении ВС РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
*(10) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
*(11) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(12) Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"