Предприятие зарегистрировано в свободной экономической зоне 30.11.2015. Как отчитаться за год по налогу на прибыль и налогу на имущество? В СЭЗ существуют определенные льготы. Как следует поступить: сдать декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев на общей системе и за 1 месяц по деятельности в СЭЗ или рассчитать за эти периоды соответственно доходы и расходы и включить их в одну декларацию? Что делать с налогом на имущество? Рассчитать его только за 11 месяцев?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 4, апрель 2016 г., с. 23-28.
Налог на прибыль
В пункте 1.7 ст. 284 НК РФ сказано, что для организаций - участников СЭЗ*(1) установлены налоговые ставки от деятельности, осуществляемой согласно договору об осуществлении деятельности в СЭЗ по налогу на прибыль, подлежащему зачислению:
- в федеральный бюджет в размере 0%;
- в бюджеты субъектов РФ в пониженном размере (не превышающем 13,5%), что определено законами Республики Крым и г. Севастополя.
Власти названных регионов приняли решение на 2015-2017 годы понизить ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в их бюджеты, до 2% (ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 и п. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС).
В пункте 1.7 указывается также, что данные льготные ставки (федеральные и региональные) применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.
Налогоплательщик вправе применить пониженные ставки по налогу на прибыль организаций со дня получения им статуса участника СЭЗ и осуществления деятельности согласно договору об осуществлении деятельности в СЭЗ (см., например, Письмо ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@). Эти ставки применяются исключительно к деятельности в СЭЗ и не затрагивают результаты иной деятельности, которая велась названным налогоплательщиком до приобретения им статуса участника СЭЗ и ведется им после приобретения обозначенного статуса.
Сказанное не означает, что в отношении деятельности в СЭЗ и иной деятельности надо заполнить две разные декларации. Приобретение статуса участника СЭЗ не исключает одновременного ведения иной деятельности, не отвечающей критериям деятельности в СЭЗ. Все результаты деятельности предприятия отражаются в одной декларации по налогу на прибыль.
Правда, до сих пор в Порядке заполнения декларации по налогу на прибыль*(2) (далее - Порядок) не отражены особенности, касающиеся налогоплательщиков - участников СЭЗ. Готовится проект соответствующих изменений. Из него видно, что эти особенности будут практически аналогичны тем, которые установлены для участников особых экономических зон (ОЭЗ). С учетом проекта и надо заполнять декларацию по налогу на прибыль уже сейчас.
Так, в п. 1.6 Порядка установлено, что налогоплательщики, являющиеся резидентами ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ, при исчислении налога по ставкам, установленным для данной категории налогоплательщиков, в состав декларации, помимо титульного листа (листа 01) и подразд. 1.1 и 1.2 разд. 1, включают лист 02, приложения 1, 2, 3, 4, 5 к листу 02 с кодом "3" по реквизиту "Признак налогоплательщика". При этом подразд. 1.2 разд. 1, приложения 3, 4, 5 к листу 02, приложение 1 к налоговой декларации представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей, при наличии соответственно доходов и расходов, убытков и обособленных подразделений.
Показатели для исчисления налога по иным ставкам резиденты ОЭЗ отражают в декларации в общеустановленном порядке с указанием в листе 02 и в приложениях к нему кода "1" по реквизиту "Признак налогоплательщика".
В таком же составе и с такими же особенностями представляют декларацию участники СЭЗ. Иначе говоря, лист 02, приложения 1, 2, 3, 4, 5 к листу 02 они заполняют в двух экземплярах. В одном из комплектов листа 02 и приложений к нему указывается код "3" по реквизиту "Признак налогоплательщика". В действующей форме декларации этот код относится к резидентам ОЭЗ, но его же должны ставить и участники СЭЗ.
В комплекте с таким признаком налогоплательщика заполняются данные исключительно в отношении деятельности, которая соответствует критериям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ, то есть в отношении которой применяются пониженные налоговые ставки.
Именно эти ставки - 0% в федеральный бюджет и 2% в республиканский - указываются в строках 150 и 170 листа 02 с признаком налогоплательщика "3". То, что для ставки в республиканский бюджет заполняется именно строка 170, а не строка 160, как в обычном случае, следует из пояснения к ней в форме самой декларации, а также из п. 5.6 Порядка.
Все доходы и расходы от иной деятельности (не относящейся к деятельности в СЭЗ), общие налоговые ставки (2% в федеральный бюджет и 18% в республиканский), соответствующий результат расчета налога тот же налогоплательщик отражает во втором комплекте листа 02 и приложений к нему с признаком налогоплательщика "1".
Даже если организация 11 месяцев вела обычную деятельность, а с 30 ноября прекратила ее и стала функционировать исключительно как участник СЭЗ, то годовая декларация по налогу на прибыль заполняется в описанном порядке.
Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового агента)" декларации вместе с приложениями к нему заполняется в любом случае в одном экземпляре. В нем согласно абз. 2 п. 4.2.2 Порядка суммируются данные из двух комплектов листа 02 и приложений к нему.
Строки подразд. 1.1 разд. 1 | Строки листов 02, которые суммируются, с признаками налогоплательщика "1" и "3" |
Заметим: в силу того, что для деятельности в СЭЗ установлена ставка в федеральный бюджет 0%, значения в строках 040 и 050 подразд. 1.1 разд. 1 должны быть равны.
А вот в отношении налога в республиканский бюджет может оказаться так, что в одном из листов 02 он может оказаться необходимым к доплате (заполнена строка 271), а в другой - к уменьшению (заполнена строка 281). Тогда надо определить разницу между этими показателями, взятыми в абсолютных величинах. Если сумма налога к доплате превысила сумму налога к уменьшению, то сумма разницы указывается по строке 070 подразд. 1.1 разд. 1. Строка 080 подразд. 1.1 разд. 1 заполняется в случае, когда сумма налога к уменьшению оказалась выше суммы налога к доплате. Одновременно строки 070 и 080 подразд. 1.1 разд. 1 заполнены быть не могут.
Налог на имущество
По налогу на имущество для участников СЭЗ установлена льгота. Согласно п. 26 ст. 381 НК РФ освобождается от обложения этим налогом имущество, учитываемое на балансе организации - участника СЭЗ, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на территории данной СЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет названного имущества.
Обратите внимание! В Письме ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@ отмечается, что в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника СЭЗ, данная налоговая льгота применяется в течение 10 лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников СЭЗ при условии использования его в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ.
Налогоплательщик заполняет декларацию по налогу на имущество*(3) в обычном порядке*(4). Имущество, освобождаемое от налогообложения на основании п. 26 ст. 381 НК РФ, отражается организацией, которая задала вопрос, как льготируемое по состоянию на 01.12.2015 и 31.12.2015. Если названная организация сохранит статус участника СЭЗ в течение 2016 года, то она будет указывать это имущество как льготируемое также по состоянию на 01.01.2016, 01.02.2016 и т.д. вплоть по 31.12.2016.
Особенность заполнения декларации в данном случае заключается в том, что стоимость имущества, льготируемого в соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ, проставляется в строках с кодами 020-140 графы 4 разд. 2 (в том числе по строке 141, если речь идет о недвижимом имуществе).
Строка 160 данного раздела состоит из двух частей, и налогоплательщику-льготнику надо будет заполнить только первую часть, указав в ней код 2010258 (см. Письмо ФНС России от 17.12.2014 N БС-4-11/26159@).
Среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период рассчитывается как частное от деления на 13 суммы значений по графе 4 строк с кодами 020-140 и заносится в строку 170.
Разница между строками 150 и 170 в качестве налогооблагаемой базы заносится в строку 190, расчет налога далее ведется в обычном порядке.
Пример
Приведем пример заполнения участником СЭЗ разд. 2 декларации по налогу на имущество (суммы указаны в рублях).
По состоянию на дату | Код строки | Остаточная стоимость основных средств... | |
...признаваемых объектом налогообложения | ...в том числе стоимость льготируемого имущества | ||
01.01 | 1 400 000 | - | |
01.02 | 1 395 000 | - | |
01.03 | 1 090 000 | - | |
01.04 | 1 085 000 | - | |
01.05 | 1 080 000 | - | |
01.06 | 1 075 000 | - | |
01.07 | 1 070 000 | - | |
01.08 | 1 065 000 | - | |
01.09 | 1 060 000 | - | |
01.10 | 1 055 000 | - | |
01.11 | 1 050 000 | - | |
01.12 | 1 045 000 | 720 000 | |
31.12 | 1 040 000 | 716 000 | |
В том числе недвижимое имущество | - | - |
Расчет суммы налога производится так (суммы указаны в рублях):
Показатели | Код строки | Значения показателей | |
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период | 1 116 154 | ||
Код налоговой льготы | 2010258/- | ||
Среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период ((720 000 + 716 000) руб. / 13) | 110 462 | ||
Доля балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ | - | ||
Налоговая база (1 116 154 - 110 462) руб. | 1 005 692 | ||
Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) | - | ||
Налоговая ставка, % | 1,0 | ||
Сумма налога за налоговый период (1 005 692 руб. х 1%) | 10 057 | ||
Сумма авансовых платежей, исчисленная за отчетные периоды* | 8 877 | ||
Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет) | - | ||
Сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет | - | ||
Сумма налога, уплаченная за пределами РФ | - | ||
Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 | 1 040 000 | ||
* Расчет авансовых платежей за отчетные периоды в статье не приводится. |
В разделе 1 декларации по строке 030 надо будет отразить сумму налога к уплате в бюджет, равную 1 180 руб. (10 057 - 8 877).
1 апреля 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Получивших этот статус в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-Ф3 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
*(2) Утвержден Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.
*(3) Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
*(4) О порядке заполнения данной декларации крымскими налогоплательщиками (на примере расчета за полугодие) и принципах расчета налога читайте статьи в N 4, 2015 (стр. 57) и в N 7, 2015 (стр. 63).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"