УК выполняет работы на сторону
М.О. Денисова,
главный редактор журнала "Жилищно-коммунальное
хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 74-76.
Статья 8 Конституции РФ провозглашает свободу экономической деятельности, поэтому организация, для которой основным видом деятельности является управление МКД, вполне может выступить в качестве исполнителя отдельных работ, услуг (в том числе входящих в состав содержания общего имущества) по договорам с другими управляющими.
В силу норм ГК РФ исполнитель по договору возмездного оказания услуг (подрядчик по договору подряда) оказывает услуги (выполняет работы) лично, своими силами и средствами, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 780, 704 ГК РФ). К примеру, не каждый управляющий имеет технику для механизированной уборки снега, поэтому в период экстремальных снегопадов уместно привлечение сторонней организации для экстренной уборки снега во дворах жилых комплексов. Это вполне нормальная практика при наличии реальной потребности в данных работах (услугах). Другое дело, если цель заказчика договора состоит в получении налоговой выгоды.
Если договор реален...
В этом случае исполнитель работ (услуг) вовсе не обязан заключать дополнительные договоры со своими сотрудниками (физическими лицами, привлеченными по гражданско-правовым договорам) на выполнение ими дополнительного объема работ по заказу сторонней УК. Данное действие никак не повлияет на квалификацию сделки в условиях, когда привлеченное лицо в действительности располагает имуществом, материальными и трудовыми ресурсами для исполнения принятых на себя обязательств. Поэтому для оформления специальных договоров с сотрудниками нет оснований. Полагаем, что дополнительная нагрузка, возлагаемая на них в связи с исполнением стороннего заказа, может быть оформлена в рамках действующего трудового законодательства и уже заключенных трудовых договоров (в качестве сверхурочной работы, совместительства и т.д.).
Выручку исполнителя в рассматриваемой ситуации составляет цена оказанных услуг (выполненных работ), а затраты (себестоимость услуг, работ) - заработная плата занятых при исполнении договора сотрудников, соответствующие ей страховые взносы, материальные расходы, часть общехозяйственных расходов и т.д.
Таким образом, денежные средства, полученные от заказчика по договору, квалифицируются в качестве собственных средств исполнителя, поступивших в оплату полученной выручки, которыми он вправе распоряжаться по собственному усмотрению (в частности, направлять их на оплату понесенных расходов).
Если договор фиктивен...
Предостерегаем ложного исполнителя: заключение мнимых и притворных сделок и принятие к учету оформленных по ним документов запрещены п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а создание фиктивного документооборота и искусственных условий заказчику для уменьшения налога на прибыль и НДС расценивается в качестве получения последним необоснованной налоговой выгоды (как минимум это чревато доначислением налогов).
Налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик учитывает операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учитывает операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
Совершение хозяйственных операций, формально соответствующих требованиям действующего налогового законодательства, однако не имеющих разумной деловой цели, за исключением получения необоснованной налоговой выгоды, является одной из наиболее распространенных "схем" минимизации налогового бремени, привлекающих внимание налоговиков (см. Письмо ФНС РФ от 31.10.2013 N СА-4-9/19592, Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Использование названной "схемы" необязательно подразумевает привлечение фирм-"однодневок", о чем сообщается в приказе. Проверяющие готовы к тому, что в качестве фиктивных исполнителей могут выступать и действующие юридические лица.
Признаками "схемы" являются фиктивный документооборот, направленный на наращивание затрат заинтересованного в налоговой выгоде налогоплательщика (чаще всего не содержащий необходимой конкретики относительно объемов приобретенных работ, единиц их измерения и детализации стоимостных показателей), отсутствие реальных хозяйственных операций, "прикрытых" документами, ввиду того что в действительности сомнительные работы (услуги) выполняются (оказываются) собственными силами налогоплательщика и повторно включаются в расчет налогов как выполненные (оказанные) сторонним лицом. Результаты проверки ложного исполнителя, в ходе которой установлено, что это лицо не имело возможности выполнить работы и оказать услуги по договору по причине отсутствия необходимого имущества, квалифицированного персонала и т.д., являются дополнительным аргументом в пользу выводов об использовании налогоплательщиком - ложным заказчиком "схемы" по минимизации налогов (см., например, Постановление АС ЗСО от 03.06.2015 N Ф04-18551/2015*(1), определения ВС РФ от 23.10.2015 N 306-КГ15-12757, от 29.10.2014 N 308-КГ14-2792).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Определением ВС РФ от 24.09.2015 N 304-КГ15-11541 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"