О роли принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций
Замрыга Д.В.,
старший преподаватель кафедры предпринимательского
и коммерческого права ФГБОУ ВО
"Южно-Уральский государственный университет"
(Национальный исследовательский университет)
Развитие социальной рыночной экономики, в том числе в Российской Федерации, основывается на закреплении таких основных прав и свобод гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, частной собственности, свободно распоряжаться своими способностями к труду, на свободное передвижение и выбор места жительства, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на интеллектуальную собственность, и т.д. Конституционные принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной российской экономики и способствуют эффективной защите субъектами предпринимательской деятельности своих прав и свобод*(1).
В научной литературе отмечается, что все конституционные нормы можно условно объединить в определенные группы: о свободе экономической деятельности и договоров; о едином экономическом пространстве; о многообразии и равноправии различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; о защите конкуренции*(2). Особое место среди названных норм занимает ст. 34 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности*(3). Свобода предпринимательской деятельности выражается в следующем: в свободе распоряжаться способностями к труду, проявляющейся в свободе выбора рода деятельности или профессии; свободе от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности; общей свободе совершать любые действия, не противоречащие действующему законодательству*(4). Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна, она может быть ограничена в интересах общества, в том числе не допускается предпринимательская деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 34 Конституции РФ объединяет частноправовые и публично-правовые способы воздействия на общественные отношения, что обеспечивает баланс между частными и публичными интересами. С одной стороны, закрепляется основной принцип - свобода предпринимательства, с другой устанавливается государственное регулирование. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ говорится о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 той же статьи - о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Государство обеспечивает юридическое равенство участников предпринимательской деятельности, что находит отражение в нормах, закрепляющих: равенство всех форм собственности; обязанность государственных органов поддерживать конкурентную среду и т.д. Правовой статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какого субъекта осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции РФ, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности.
Государственные корпорации в Российской Федерации стали новой формой государственного предпринимательства. Созданным государственным корпорациям предоставлены значительные ресурсы для достижения поставленных целей, что в то же время позволяет им занимать доминирующее положение в соответствующем секторе экономики. В целях недопущения монополизации рынка был принят Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон)*(5). Закупочную деятельность государственные корпорации, в соответствии со п. 1 ст. 3 Закона, осуществляют на основании общих принципов: обеспечение информационной открытости закупок; обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок; обеспечение целевого и экономически эффективного расходования средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости учитывая стоимость жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; не ограничение допуска к участию в торгах путем установления не измеряемых требований к участникам торгов. В соответствии со ст. 2 Закона, заказчики при закупке товаров должны руководствоваться правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положениями о закупке). Проведенное исследование информации, размещенной на сайтах государственных корпораций, компаний показало, что на текущий момент некоторые государственные корпорации, компании действуют без утвержденных положений о закупке. При этом закупочная деятельность регулируется регламентами или иными документами. Положение о закупке, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона, утверждается высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если Заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания. Однако отсутствие четко установленных требований создает ситуацию правовой неопределенности и дает возможность высшим органам управления государственной корпорации или государственной компании бесконтрольно устанавливать требования по конкретным закупкам, данный вывод подтверждается проведенным исследованием нормативных документов, размещенных на официальных сайтах государственных корпораций, компаний. Так, на официальном сайте Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" размещен единый отраслевой стандарт закупок, регулирующий отношения, связанные с проведением закупок для нужд Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и нужд организаций, предприятий и учреждений атомной отрасли, требования к поручителям и гарантам утверждены приказом от 22 августа 2012 г. N 1/768-П "Об утверждении требований к поручителям и гарантам"*(6); методика расчета начальных (максимальных) цен при размещении заказов по капитальному строительству, на поставку материально-технических ресурсов и оборудования и на оказание услуг в Госкорпорации "Росатом" подготовлена во исполнение приказа Госкорпорации "Росатом" от 21 июля 2010 г. N 1/119-п "О мероприятиях по созданию системы ценообразования"*(7), утверждена Приказом от 30 ноября 2010 г. N 1/481-П "Об утверждении Методики расчета начальных (максимальных) цен при размещении заказов по капитальному строительству, на поставку материально-технических ресурсов и оборудования и на оказание услуг в Госкорпорации "Росатом", с изменениями, внесенными приказами от 26 сентября 2011 г. N 1/809-П, от 7 декабря 2011 г. N 1/1049-П*(8); типовая методика рассмотрения и оценки заявок на участие в процедуре закупки на право заключения договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг утверждена Приказом Госкорпорации "Росатом" от 15 апреля 2011 г. N 1/312-П "О внесении изменений в приказ Госкорпорации "Росатом" от 29 июля 2009 г. N 518*(9) и об утверждении типовых документаций проведения закупок и типовой методики оценки заявок на участие в процедуре закупки", с изменениями согласно Приказа от 13 марта 2012 г. N 1/201-П "О внесении изменений в приказ Госкорпорации "Росатом" от 15 апреля 2011 г. N 1/312-П" в целях повышения эффективности принятия решений о выборе победителей процедур закупок товаров, работ и услуг за счет внебюджетных и собственных средств для нужд Госкорпорации "Росатом", ее акционерных обществ и их дочерних и зависимых обществ, подведомственных предприятий; документации закупочных процедур утверждены Приказом Госкорпорации "Росатом" от 9 июня 2012 г. N 1/510-П "Об утверждении типовых документаций открытых процедур закупки" в целях оптимизации и повышения эффективности механизмов управления закупками товаров, работ и услуг за счет бюджетных, внебюджетных и собственных средств для нужд Госкорпорации "Росатом", ее акционерных обществ и их дочерних и зависимых обществ, подведомственных предприятий*(10); перечень специальных товаров, работ и услуг для нужд атомной отрасли, утвержденный приказом N 1/1045-П от 15 ноября 2012 г.; положение о порядке согласования изменений условий договора при размещении заказов Госкорпорацией "Росатом", её подведомственными предприятиями, акционерными обществами и их дочерними и зависимыми обществами за счет собственных и внебюджетных средств, утверждено приказом Госкорпорации "Росатом" от 23 июня 2010 г. N 01/54-П. В тоже время на официальном сайте Государственной корпорации "Ростехнологии" размещены: Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственной корпорации "Ростехнологии", в тоже время следует отметить, что Единое положение о закупке государственной корпорации "Ростех" утверждено только 18 марта 2015 года*(11). На официальных сайтах государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Госкорпорации "Внешэкономбанк" данных о нормативных документах, регламентирующих осуществление закупки товаров, работ, услуг обнаружить не удалось. Приведенные данные подтверждают отсутствие единообразия при осуществлении закупочной деятельности государственными корпорациями компаниями. Буквальное толкование Закона позволяет сделать вывод о невозможности осуществления данными организациями закупочной деятельности. При этом наличие положения о закупках у государственной корпорации "Олимпстрой" зачастую интерпретируется как попытка лишь формально соответствовать требованиям законодательства*(12). В соответствии со ст. 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Анализ выявленных положений о закупке показал, что недостаточность комплекса мер направленных на реализацию принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, направленных на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции), и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Реализация конституционных гарантий предполагает формирование нормативной правовой базы, детализирующей положения Конституции РФ и обеспечивающей осуществление предпринимательской деятельности. Государственные корпорации должны осуществлять закупочную деятельность на основе конституционного принципа поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, что обеспечит соблюдение режима гласности и прозрачности размещения заказов, будет способствовать предупреждению коррупции и других злоупотреблений, развитию добросовестной конкуренции, а также повышению эффективности управления переданного государственным корпорациям имуществом.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011. - С. 59. - С. 60-62.
*(2) Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. - М.: Эксмо, 1995. - С. 115-116.
*(3) Конституция РФ // Российская газета. - 1993. - N 237.
*(4) Приказ "Об утверждении требований к поручителям и гарантам" от 22 августа 2012 г. N 1/768-П // http://www.rosatom.ru.
*(5) ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - N 30 (ч. I). - Ст. 4571.
*(6) Приказ "Об утверждении требований к поручителям и гарантам" от 22 августа 2012 г. N 1/768-П // http://www.rosatom.ru.
*(7) Приказ "О мероприятиях по созданию системы ценообразования" от 21 июля 2010 г. N 1/119-п // http://www.rosatom.ru.
*(8) Приказ "Об утверждении Методики расчета начальных (максимальных) цен при размещении заказов по капитальному строительству, на поставку материально-технических ресурсов и оборудования и на оказание услуг в Госкорпорации "Росатом" от 30 ноября 2010 г. N 1/481-П // http://www.rosatom.ru.
*(9) Приказ "О внесении изменений в приказ Госкорпорации "Росатом" от 29 сентября 2009 г. N 518" от 15 апреля 2011 г. N 1/312-П // http://www.rosatom.ru.
*(10) Приказ "Об утверждении типовых документаций открытых процедур закупки" в целях оптимизации и повышения эффективности механизмов управления закупками товаров, работ и услуг за счет бюджетных, внебюджетных и собственных средств для нужд Госкорпорации "Росатом", ее акционерных обществ и их дочерних и зависимых обществ, подведомственных предприятий" от 9 июня 2012 г. N 1/510-П // http://www.rosatom.ru.
*(11) Единое положение о закупке государственной корпорации "Ростех" // http://http://rostec.ru/content/files//press-rel85.pdf.
*(12) Рейтинг открытости закупок госкорпораций // Аукционный вестник. - 22 ноября 2013. - N 168 (11.118).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Замрыга Д.В. О роли принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций
Zamryga D.V. On the role of the principle of supporting competition and non-economic activities aimed at monopolization and unfair competition in the activity of state corporations
Д.В. Замрыга - старший преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет" (Национальный исследовательский университет)
В работе рассматривается влияние конституционных норм при осуществлении государственными корпорациями закупочной деятельности. Автор отмечает необходимость применения конституционного принципа поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
The article considers the influence of constitutional standards in the conduct of public corporations procurement activities. The author notes the need for the application of the constitutional principle of maintaining competition and avoiding economic activities aimed at monopolization and unfair competition.
Ключевые слова: государственная корпорация, закупочная деятельность, принципа поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Keywords: state corporation, purchasing activity, principle of maintaining competition and avoiding economic activities aimed at monopolization and unfair competition.
Сборник научно-практических статей III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2016 года, г. Москва) (под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского. - М.: "Юстицинформ", 2016.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2016 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.