Какие документы необходимо оформить для признания списанной суммы безнадежной к взысканию задолженности для целей налогообложения?
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2016 г., с. 55-57.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Наличие первичных документов, которые подтверждают образование задолженности и являются основанием для ее списания, является обязательным условием для включения списанной дебиторской задолженности в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения.
Подтвердить имеющуюся у учреждения непогашенную дебиторскую задолженность на конец отчетного (налогового) периода может акт о результатах инвентаризации (ф. по ОКУД 0504835).
Для документального оформления списания сумм безнадежной задолженности потребуются следующие документы:
Основания списания | Документальное подтверждение |
Истечение срока исковой давности | Для подтверждения истечения срока исковой давности необходимы документы, подтверждающие дату возникновения задолженности и сумму в разрезе каждой задолженности (накладные, акт приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), платежные документы и др.) |
Обязательство прекращено на основании ликвидации организации | Выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Закона о государственной регистрации |
Невозможность взыскания долгов подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве | Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю |
Постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа |
Также необходимо оформить приказ (распоряжение) руководителя о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
Обращаем ваше внимание, что подписание должником акта сверки, которым подтверждается наличие задолженности между налогоплательщиком и его контрагентами, не только доказывает наличие спорной задолженности, но и является обстоятельством, свидетельствующим о перерыве срока исковой давности (см. Письмо ФНС РФ от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@). После такого перерыва течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до него, не засчитывается в новый срок.
1 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"