В установленные законом сроки акционеры выдвинули кандидатов в совет директоров для избрания на годовом общем собрании акционеров. От кандидатов поступили заявления, что они согласны на избрание в совет директоров.
Совет директоров общества рассмотрел до 5 февраля эти предложения и включил кандидатов для избрания на годовом общем собрании акционеров.
В данный момент один из кандидатов, в силу сложившихся обстоятельств, хочет снять свою кандидатуру.
Заседание совета директоров, на котором будут утверждаться дата, время, место, повестка дня предстоящего годового общего собрания акционеров, бюллетени и т.д., еще не проводилось.
Без этого кандидата количественный состав избираемого совета директоров становится меньше количества, определенного уставом.
Может ли совет директоров на данном этапе внести свою кандидатуру для избрания в совет директоров на предстоящем годовом общем собрании акционеров?
Если не может, то какие действия необходимо совершить в данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае совет директоров не лишен права включить в список кандидатур для избрания в этот орган дополнительного кандидата. При этом предложенный акционером (акционерами) кандидат, отказавшийся от избрания в совет директоров, из списка кандидатур исключен быть не может. Акционерам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об отсутствии согласия этого лица на избрание в коллегиальный орган управления общества.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (далее соответственно - совет директоров и общество), число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок.
Пунктом 3 ст. 53 Закона об АО предусмотрено, что предложения о выдвижении кандидатов вносятся в письменной форме с указанием имени (наименования) представивших их акционеров (акционера), количества и категории (типа) принадлежащих им акций и должны быть подписаны акционерами (акционером). Предложение о выдвижении кандидатов должно содержать имя и данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), каждого предлагаемого кандидата, наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества (п. 4 той же статьи).
Согласно п. 7 ст. 53 Закона об АО в случае отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров общества вправе включать кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.
Буквально из приведенной нормы следует, что право включить собственных кандидатов в список кандидатур для избрания в совет директоров возникает у совета директоров общества в случае, если акционеры, имеющие право на выдвижение кандидатов в совет директоров, не предложили кандидатур для формирования этого органа или количество предложенных ими кандидатов оказалось недостаточным для образования совета директоров в количественном составе, который определен уставом общества или решением общего собрания акционеров (п. 3 ст. 66 Закона об АО). Полагаем, что по смыслу п. 7 ст. 53 Закона об АО право выдвинуть своих кандидатов для избрания в совет директоров принадлежит совету директоров общества и в том случае, если имеются основания для отказа во включении предложенного акционерами кандидата (или кандидатов) в список кандидатур для избрания в совет директоров, так как в такой ситуации количество лиц, внесенных в список кандидатур, окажется меньше количественного состава совета директоров.
Следует отметить, что в силу п. 5 ст. 53 Закона об АО выдвинутые акционерами кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества, за исключением следующих случаев:
- акционерами не соблюдены сроки, установленные п.п. 1 и 2 ст. 53 Закона об АО для выдвижения кандидатов в этот орган общества;
- акционеры (акционер) не являются владельцами количества голосующих акций общества, которое необходимо для выдвижения кандидатов с целью образования соответствующего органа общества;
- предложение не соответствует требованиям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ст. 53 Закона об АО.
Приведенный выше перечень случаев, когда включение предложенного акционерами кандидата в список кандидатур для избрания в орган общества не допускается, является исчерпывающим (смотрите в связи с этим постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 N 09АП-7196/15).
Между тем п.п. 3 и 4 ст. 53 Закона об АО не указывают, что необходимым условием включения лица в список кандидатур для избрания в коллегиальный орган общества является его письменное согласие, не отозванное к моменту утверждения списка кандидатур советом директоров (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 N 07АП-4322/08).
Приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н утверждено Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (далее - Положение). Пунктом 2.8 этого Положения установлено, что при выдвижении кандидатов в совет директоров общества предложение о выдвижении соответствующего кандидата должно содержать сведения о наличии согласия кандидата на его выдвижение, если это предусмотрено уставом или внутренними документами общества, а также иные сведения о кандидате, предусмотренные уставом или внутренними документами общества. К предложению о выдвижении кандидата может прилагаться письменное согласие кандидата на его выдвижение. А согласно п. 3.3 того же Положения к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос об избрании членов совета директоров общества, относится информация о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества.
Как видим, отсутствие согласия кандидата на избрание в совет директоров в силу норм Положения не является препятствием для рассмотрения его кандидатуры общим собранием акционеров. Если это предусмотрено уставом или внутренними документами общества, акционер, выдвигая кандидата в совет директоров, должен сообщить о его согласии на избрание в этот орган общества. Но Положение, как и Закон об АО, не указывает на то, что в случае отзыва кандидатом своего согласия на избрание в совет директоров его кандидатура не может быть включена в список кандидатур для избрания в этот орган либо подлежит исключению из этого списка.
В настоящей ситуации при выдвижении акционерами кандидатов в совет директоров согласие этих лиц на избрание их в коллегиальный орган управления общества имелось. Последующий отзыв такого согласия не дает совету директоров основания для отказа акционеру (акционерам) во включении его кандидата в список кандидатур для избрания в совет директоров или для исключения кандидата из уже утвержденного списка.
Таким образом, совет директоров не вправе исключить кандидата, отказавшегося от избрания в совет директоров, из списка кандидатур для избрания в этот орган. Если этот кандидат будет избран в совет директоров, он вправе будет не участвовать в его заседаниях, но при определении кворума на заседаниях совета директоров и количества голосов, необходимого для принятия того или иного решения, данное лицо будет учитываться в качестве члена совета директоров в общем количественном составе этого органа вплоть до момента прекращения полномочий этого состава совета директоров. К аналогичному выводу судебная практика приходит в отношении членов совета директоров, решивших сложить свои полномочия в период функционирования этого органа в составе, избранном общим собранием акционеров (постановления ФАС Московского округа от 29.12.2008 N КГ-А41/10991-08, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 18АП-14750/14).
Поскольку акционеры предложили достаточное количество кандидатов для образования совета директоров, исходя из формального толкования п. 7 ст. 53 Закона об АО, в рассматриваемой ситуации у совета директоров отсутствуют основания для включения в этот список кандидата по своему усмотрению. Вместе с тем, на наш взгляд, по своему правовому смыслу эта норма направлена на обеспечение формирования дееспособного коллегиального органа управления общества. Поэтому при наличии отказа одного из кандидатов от участия в новом составе коллегиального органа управления совет директоров общества, с нашей точки зрения, не лишен права включить в список кандидатур для избрания в этот орган собственного кандидата. При этом предложенный акционером (акционерами) кандидат, заявивший об отказе от избрания в совет директоров, из списка исключен быть не может. Акционеры должны быть проинформированы об отсутствии согласия кандидата на избрание в совет директоров в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 52 Закона об АО и п. 3.6 Положения. С учетом всего вышеизложенного и принимая во внимание, что акционеры не будут лишены возможности принять решение об избрании в совет директоров кандидата, отозвавшего свое согласие на избрание в этот орган, полагаем, что включением в список кандидатур для избрания в совет директоров дополнительного кандидата права акционеров нарушены не будут.
Отметим, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Правоприменительной практики, в которой рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
31 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.