В ноябре 2014 года в учреждении были утрачены трудовые книжки сотрудников (кража со взломом). Часть книжек на сегодняшний день удалось восстановить (в основном тех сотрудников, которые оказали содействие и сообщили о прежних местах работы). Но некоторые сотрудники отказываются содействовать в восстановлении своих трудовых книжек. В настоящее время один из них намерен уволиться, и просит восстановить свою трудовую книжку с 1960 года. Мы позвонили в ПФР с надеждой, что нам (как учреждению) можно получить его выписку из лицевого счёта, по которой уже можно сориентироваться и предпринять какие-либо действия, но нам ответили отказом (сказали, что только лично сотруднику могут её предоставить). Но сотрудник категорически отказывается запрашивать её самостоятельно. Будет ли нарушением трудового законодательства, если при увольнении этого сотрудника мы выдадим ему дубликат трудовой книжки с записями о работе только в нашем учреждении? Может ли он впоследствии обратиться в суд из-за того, что мы ему выдали такой дубликат?
Для оформления дубликата необходимо собрать справки о трудовой деятельности с предыдущих мест работы или другие подтверждающие документы о работе в предыдущих организациях. В этих целях работодателю следует сделать соответствующие запросы в такие организации. В общий стаж включаются только те периоды, которые подтверждены документально.
Если работодатель не имеет возможность получить какие-либо документы, подтверждающие стаж работы работника, предшествующий поступлению на работу к указанному работодателю, то последний обязан оказать содействие работнику в получении таких документов.
Если работодатель не получил документы о стаже работника не по своей вине, то не внесение части недостающих сведений в дубликат трудовой книжки не может квалифицироваться как нарушение трудового законодательства. Однако в любом случае обжалование действий работодателя в судебном порядке является правом работника.
Правовое обоснование:
Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.
Согласно пункту 31 указанного Постановления работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
Согласно пункту 32 указанного Постановления при оформлении дубликата трудовой книжки, осуществляемом в соответствии с настоящими Правилами, в него вносятся:
а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;
б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.
Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.
Как следует из п. 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.
Согласно пункту 45 указанного Постановления ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.