Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о поощрении и защите капиталовложений"
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о поощрении и защите капиталовложений (далее - Соглашение) подписано 6 сентября 2007 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 1173-р.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем национальным инвесторам или инвесторам третьих стран, в зависимости от того, какой из этих режимов, по мнению инвестора, является более благоприятным.
3. Сохранение за каждой договаривающейся стороной право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, в рамках международных соглашений, ведущих к созданию таких образований, а также на основе международных соглашений или иных договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия зашиты капиталовложений от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой адекватной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение компенсации в случае нанесения ущерба их капиталовложениям, в частности вследствие войны и иных вооруженных конфликтов.
5. Обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвестором всех налоговых обязательств перед государством принимающей стороны.
6. Применение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов в процессе разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Соглашение подготовлено на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456.
Вместе с тем Соглашение имеет ряд отличий по сравнению с типовым соглашением.
В частности, по предложению индонезийской стороны перечень используемых в Соглашении понятий дополнен понятием "свободно конвертируемая валюта". Также уточнено название Соглашения и из него исключена ссылка на "взаимность". По мнению индонезийской стороны указание на "взаимность" в названии Соглашения должно относиться не только к защите, но и поощрению капиталовложений. Данная уступка российской стороны не повлияла на суть Соглашения, но позволила сохранить ряд ключевых положений Соглашения в российской редакции, в том числе положение, согласно которому действие Соглашения распространяется на капиталовложения, осуществленные инвесторами, начиная с 1 января 1991 г.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством, и касающиеся вопросов предоставления капиталовложениям инвесторов режима наибольшего благоприятствования, определения условий, размера и порядка выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия капиталовложений и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения не потребует расходов из федерального бюджета. Вместе с тем финансовые обязательства государства могут возникнуть в случае экспроприации капиталовложений индонезийских инвесторов или нанесения им иного ущерба. При этом Российская Федерация будет обязана выплатить адекватную компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед индонезийскими инвесторами. Такие же обязательства принимает на себя Правительство Республики Индонезии. В случае разрешения споров между сторонами в третейском суде предусматривается оплата сторонами судебных издержек.
Применение Соглашения обеспечит российским и индонезийским инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды, будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индонезией.
Финансово-экономическое обоснование
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о поощрении и защите капиталовложений
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о поощрении и защите капиталовложений не предусматривают расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Вместе с тем финансовые обязательства государства могут возникнуть в случае экспроприации (национализации) капиталовложений индонезийских инвесторов или нанесения им иного ущерба. При этом Российская Федерация будет обязана выплатить компенсацию, которая при условии своевременной выплаты не превышает стоимость экспроприируемых капиталовложений или капиталовложений, которым нанесен ущерб. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед индонезийскими инвесторами. Аналогичные обязательства принимает на себя Правительство Республики Индонезии. Кроме того, в случае разрешения споров между сторонами в третейском суде предусматривается оплата сторонами судебных издержек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.