Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Досье на проект федерального закона
1. Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности".
2. Необходимость принятия предлагаемого проекта федерального закона обусловлена целями реализации в нормах Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в отраслевом законодательстве положений Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", закрепляющих правовые гарантии обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, устанавливающих условия и порядок оборота информационной продукции среди детей и возлагающих на юридических и физических лиц обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Законопроектом предлагается урегулировать на федеральном уровне правовые основы и организационно-правовые механизмы юридической ответственности за невыполнение требований Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
3. Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие Федеральные законы Российской Федерации:
1) В Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" направлен на реализацию правовых гарантий информационной безопасности ребенка, установленных статьей 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В ней предусмотрена обязанность государства принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (в т.ч., от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и вводить нормативы оборота информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку.
Международное право, провозглашая принцип приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних до 18 лет, ориентирует государства на принятие скоординированных мер обеспечения нормального психического, духовного и нравственного развития всех несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста, с учетом их психовозрастных особенностей (Конвенция ООН о правах ребенка). Конституция Российской Федерации последовательно реализует эти подходы.
В связи с этим предлагается распространить на всех несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста действие пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающего установление федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет. Это будет способствовать более эффективному обеспечению информационной безопасности, защиты от негативных воздействий всех возрастных групп несовершеннолетних.
Пункт первый статьи 14 названного закона предлагается привести в соответствие с запретом, установленным статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширив предусмотренные в ней обязанности органов государственной власти Российской Федерации, обязав их принимать меры по защите ребенка не только от пропаганды порнографии, но и от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой форме. в том числе в форме пропаганды;
2) В Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Названный закон не обеспечивает необходимую защиту физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья и развития детей при обороте рекламной продукции, не требует от рекламодателей и рекламораспространителей учитывать особую восприимчивость несовершеннолетних, необоснованно вовлекая их в число потребителей рекламной продукции. В целях приведения его в соответствие с задачами государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних и требованиями международного права предлагается внести в Федеральный закон "О рекламе" следующие изменения:
а) в развитие запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", статьей 31 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 5 проекта федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", часть 4 статьи 5 предлагается дополнить указанием на то, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера,
б) установленный частью 10 статьи 5 запрет на размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях предлагается распространить на учебную литературу и учебные пособия, и предусмотреть запрет на размещение рекламы в учебниках, учебной литературе и учебных пособиях, предназначенных для обучения детей по программам программ среднего (полного) образования,
в) в целях реализации в нормах Федерального закона "О рекламе" требований, предусмотренных Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", предлагается в статье 5 ввести запрет на размещение рекламы информационной продукции, подлежащей возрастной классификации, без указания возрастной категории данной информационной продукции, а также установить, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию,
г) статью 6 предлагается дополнить пунктом 9, предусматривающим, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается "побуждение несовершеннолетних на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство".
Отмена нормы ранее действовавшего Федерального закона "О рекламе" 1995 г. (пункт 6 статьи 5) о том, что "реклама не должна возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности" может причинить существенный вред психическому здоровью несовершеннолетних, интересам предупреждения виктимного поведения детей и подростков, профилактики в указанных возрастных группах несчастных случаев, и без того имеющих крайне неблагоприятную динамику. Тем самым нарушаются рекомендации Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) о том, что "реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха; реклама не должна без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется пренебрежение мерами безопасности (статья 12 указанного Кодекса),
д) дополнительные гарантии информационной безопасности детей при обороте рекламной продукции предлагается закрепить в новых частями второй и третьей статьи 6, согласно которым не допускается размещение в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних, рекламы информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен федеральным законом, а также распространение или размещение рекламы информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен федеральным законом, на зрелищных мероприятиях, проводимых в предназначенных для детей образовательных, медицинских, санаторно-курортных, спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха детей и их оздоровления либо на территориях или в помещениях, расположенных на расстоянии менее 500 метров от указанных организаций, а также в иных определенных законодательством Российской Федерации местах, не допускается,
е) часть седьмую статьи 14 и часть шестую статьи 15 предлагается привести в соответствие с нормами международного права (Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года), допускающими размещение рекламы в детских программах при условии неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых к содержанию такой рекламы и порядку ее размещения. Так прерывать детские программы разрешается не ранее чем через 30 минут их трансляции, а "трансляцию аудиовизуальных произведений, таких как художественные кинофильмы и телефильмы, ... - один раз после каждого периода в сорок пять минут _".
При этом Конвенцией в целях защиты детей устанавливаются специальные требования к контенту рекламной информации. Пункт 2 статьи 7 Конвенции требует, чтобы "все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть". В пункте 211 Пояснительного доклада (комментария) Совета Европы к Европейской Конвенции о трансграничном телевидении указывается, что пункт 3 статьи 13 Конвенции, требующий, что "адресованная детям или использующая детей реклама и телеторговля не должны причинять вред их интересам и должны учитывать их особую восприимчивость".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 3 статьи 13" следует читать "пункт 3 статьи 11"
При отсутствии названных правовых гарантий защиты прав несовершеннолетних при обороте рекламной информации включение рекламы в детские программы и передачи может причинить серьезный вред здоровью и развитию,
ж) в целях повышения уровня защиты несовершеннолетних от рекламы алкогольных напитков, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей предлагается дополнить содержащиеся в статьях 21-23 Федерального закона "О рекламе" нормы запретом на воспроизведение или имитацию голоса несовершеннолетних в рекламе указанных товаров, а в соответствующих нормах о размещения# такой рекламы в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях допустимое расстояние увеличить со ста до пятисот метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
3) В Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Развитие новых информационных технологий в сфере массовой коммуникации (мобильной связи, цифрового вещания) побуждает мировое сообщество к принятию скоординированных мер защиты несовершеннолетних от потенциально вредного воздействия информации, передаваемой с использованием указанных технических средств (Рамочное Соглашение о безопасном пользовании мобильными телефонами маленькими детьми и подростками (6 февраля 2007 г., Брюссель), Рекомендация N Rec (2003) 9 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания от 28 мая 2003 г.). 16 октября 1996 г. Европейской Комиссией приняты Предварительный доклад о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в аудиовизуальных и информационных услугах, создан Европейский Совет по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства.
В связи с этим содержащиеся в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" нормы предлагается дополнить специальными правовыми гарантиями информационной безопасности несовершеннолетних, содержащимися в нормах международного права и законодательстве Российской Федерации:
а) установленный в статье 12 названного закона перечень направлений государственного регулирования в сфере применения информационных технологий предлагается дополнить указанием на обеспечение информационной безопасности детей,
б) соответственно предлагается расширить перечень содержащихся в части второй той же статьи перечень полномочий в данной сфере государственных органов, органов местного самоуправления,
в) закрепленные в части четвертой статьи 16 обязанности обладателя информации, оператора информационной системы предлагается дополнить указанием на соблюдение установленных федеральным законом требований осуществления возрастной классификации и маркировки информационной продукции;
4) В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
В целях установления административной ответственности юридических и физических лиц (включая должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) за нарушение требований федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию", а также устранения декларативности действующих норм законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение информационной безопасности общества и несовершеннолетних (статья 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", статьи 31 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьи 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и др.), предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
а) Кодекс предлагается дополнить статьей 6.16, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в оборот (изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование) информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен (за исключением информационной продукции, за незаконный оборот которой установлена уголовная ответственность), или ограничен федеральными законами, в том числе в незаконный оборот эротических изданий.
Повышенные меры административной ответственности установлены в части третьей указанной статьи в случаях, если перечисленные в ней действия, совершены родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних,
б) устанавливается в новой статье 13.25 ответственность за нарушение установленного федеральным законом порядка распространения среди несовершеннолетних информационной продукции, оборот которой ограничен или запрещен, включая распространение информационной продукции, подлежащей маркировке, без маркировки либо с маркировкой, не соответствующей присвоенной ей возрастной категории, а также распространение информационной продукции, оборот которой запрещен без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней несовершеннолетних в доступное для них время или в доступных для посещения ими общественных местах,
в) вводится ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка распространения средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера: выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала либо розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера (статья 13.26),
г) устанавливается ответственность за нарушение установленного порядка обеспечения доступа несовершеннолетних к информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, без применения аппаратно-программных, технико-технологических и иных средств, обеспечивающих информационную безопасность несовершеннолетних (статья 13.27),
д) статью 14.8 предлагается дополнить частью четвертой, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение информации о возрастной категории распространяемой (реализуемой) информационной продукции,
е) с учетом специфики правонарушений совершаемых в сфере незаконного оборота информационной продукции, в перечисленных нормах в качестве меры административного наказания предусмотрены конфискация информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, а для юридических лиц - административное приостановление деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.