Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах"
Цель законопроекта заключается в урегулировании на законодательном уровне вопросов, касающихся чеков "Урожай-90", обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, состава государственных долговых товарных обязательств и срока исковой давности по данным обязательствам.
Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах" чеки "Урожай-90" и обязательства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года отнесены к государственным долговым товарным обязательствам и установлено, что порядок погашения этих обязательств определяется отдельным федеральным законом.
Чеки "Урожай-90" были введены в обращение постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июля 1990 г. N 259 "О неотложных мерах по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции урожая 1990 года и обеспечению ее сохранности" и выдавались работникам колхозов, совхозов, других агропромышленных предприятий и организаций, крестьянских и личных подсобных хозяйств за проданную государству сельскохозяйственную продукцию. В пункте 7 указанного постановления установлено, что чеки "Урожай-90" не являются платежными документами. Их владельцам гарантировалось право на приобретение товаров повышенного спроса по розничным ценам в торговых предприятиях. Владельцы чеков "Урожай-90" не предоставляли свои денежные средства государству. Государство, в свою очередь, полностью оплатило сданную владельцами чеков сельскохозяйственную продукцию.
Сдатчики сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года сдавали зерно и маслосемена сверх продовольственного налога, картофель и овощи сверх государственного заказа государству в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 г. N 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году". В соответствии с пунктами 6 и 8 указанного постановления было поручено Советам Министров республик в составе РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам обеспечить продажу через городскую торговую сеть сдатчикам сельскохозяйственных продуктов товаров народного потребления.
При этом встречная продажа товаров народного потребления производилась при условии подтверждения производственными объединениями хлебопродуктов и другими заготовителями продажи колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями, арендаторами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами соответствующего количества зерна и других сельскохозяйственных продуктов.
Сдатчики сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года для приобретения товаров народного потребления должны были предъявить соответствующие справки, заверенные заготовительной организацией и местным органом государственной статистики.
Таким образом, между государством, с одной стороны, и владельцами чеков "Урожай-90" и сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, с другой стороны, действовали отношения, характерные для договора купли-продажи с дополнительными обязательствами со стороны государства о предоставлении права на внеочередное приобретение владельцами чеков "Урожай-90" товаров повышенного спроса за собственные деньги и осуществлении встречной продажи товаров народного потребления сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года.
Поэтому целью настоящего законопроекта является решение вопросов о выкупе чеков "Урожай-90" и выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года за непроизведенную встречную продажу товаров народного потребления.
Законопроектом предусматривается выкуп чеков "Урожай-90" из расчета суммы, указанной на чеке, уменьшенной в 1000 раз.
Выплаты сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года предусматриваются из расчета 0,4 рубля за 1 тонну проданных государству зерна и 0,8 рубля за 1 тонну маслосемян, 1 рубль за 1 тонну картофеля и 1,2 рубля за 1 тонну овощей.
Размер выкупа чеков "Урожай-90" и выплат сдатчикам сельхозпродукции урожая 1991 года определен с учетом того, что указанные категории граждан не предоставляли свои денежные средства государству и законопроектом предусматриваются выплаты им за нереализованное право на приобретение товаров народного потребления повышенного спроса в условиях дефицита в 1990 - 1991 годы. Кроме того, учтены положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в части облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
В соответствии с данным постановлением облигации, выпущенные до 1 января 1998 года, номинальной стоимостью 500 и 1000 рублей, погашались после 1 января 1998 года с учетом проведенной деноминации - соответственно 50 копеек и 1 рубль.
Для осуществления выкупа чеков "Урожай-90" и выплат сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года предусматривается направить средства федерального бюджета до 35 млн. рублей.
По данным обязательствам устанавливается годичный срок исковой давности.
Указанный подход к решению вопроса о выкупе чеков "Урожай-90" и выплатах сдатчикам сельхозпродукции урожая 1991 года создаст механизм, который позволит обеспечить погашение данных обязательств с учетом эффективного использования средств федерального бюджета.
Законопроектом предусматривается также внести изменения в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах".
В соответствии со статьей 1 данного закона к государственным долговым товарным обязательствам относятся облигации государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевые чеки и целевые вклады на приобретение легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, чеки "Урожай-90" и обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года.
Законопроектом предусматривается исключить из данного перечня государственных долговых товарных обязательств чеки "Урожай-90" и обязательства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года в связи с тем, что между владельцами данных чеков, сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и государством не возникало отношений, характерных при осуществлении государственных заимствований, и владельцы чеков и сдатчики сельхозпродукции не являлись кредиторами государства.
Законопроектом предусматривается также по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевым чекам и целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах сократить с 10 до 3 лет срок исковой давности, имея в виду применение в отношении срока давности по этим обязательствам статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исчисление срока исковой давности предусматривается с 1 июля 2009 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1006 в 2001 - 2004 годах осуществлена Государственная программа погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам. В настоящее время погашение данных обязательств осуществляется только по решению судебных органов.
В этой связи предлагаемое законопроектом сокращение срока исковой давности обусловлено необходимостью завершения работы, связанной с государственными долговыми товарными обязательствами.
Принятие законопроекта позволяет на законодательном уровне завершить урегулирование вопросов по обязательствам государства, предусмотренным Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года" и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах"
В целях реализации проекта федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года" и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" предусматривается направить в 2009 году средства федерального бюджета в объеме 35 млн. рублей.
При определении объема средств федерального бюджета, необходимых для осуществления выкупа чеков "Урожай-90" и выплат сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, в расчет принимались возможный к предъявлению для погашения объем чеков "Урожай-90", рассчитанный исходя из объема выпущенных в обращение чеков "Урожай-90" в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июля 1990 г. N 259 и объема погашенных до 1 июня 1995 года чеков "Урожай-90" и обязательств перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, а также количество предусмотренных к встречной продаже и недопоставленных товаров народного потребления сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 г. N 403.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах"
Принятие Федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.