Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" (далее законопроект) разработан в целях улучшения материального положения супруги (супруга) умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившего) в повторный брак и проживающей (проживающего) не одиноко, и супруги (супруга) умершего (погибшего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившего) в повторный брак и проживающей (проживающего) совместно с несовершеннолетними детьми, детьми в возрасте до 23 лет, обучающимися в образовательных учреждениях по очной форме обучения, детьми старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
Норма действующего подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" (далее - Федеральный закон) регламентирует, что для получения мер социальной поддержки должно быть соблюдено условие проживания "одиноко". Текст этого подпункта сформулирован таким образом, что буквальное толкование словосочетания "проживающей (проживающему) одиноко" лишает супругов, которые проживают совместно с другими членами семьи (детьми, внуками и т.д.), возможности получить меры социальной поддержки.
Статья 21 является статьей прямого действия, а норма подпункта 4 пункта 2 данной статьи является общеобязательной и исключает иное ее толкование в правоприменительной.
Кроме того, действующая норма подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона ставит в неравные социальные условия вдов ветеранов боевых действий, проживающих одиноко, в отличие от вдов ветеранов боевых действий, проживающих со своими несовершеннолетними детьми. В последнем случае вдова находится в уязвимом материальном положении и при этом не имеет право на меры социальной поддержки ввиду того, что она считается проживающей не одиноко.
Подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона предлагается изложить в новой редакции с целью усиления социальной защищенности супруги (супруга) умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, так как многие из них на сегодняшний день в силу объективных причин не могут проживать самостоятельно (инвалидность, нуждаемость в постоянном постороннем уходе, избежание социального одиночества как формы психологического состояния и другие процессы, связанные со старостью (возрастом)).
Новая редакция подпункта 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона будет законодательно оправдана соответствием основным социально значимым целям и позволит соблюсти конституционный принцип равенства всех вдов умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны.
Предлагаемая новая норма подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона урегулирует проблему различного толкования понятия "проживающей (проживающему) одиноко". Правовое предписание данной нормы устанавливает исчерпывающий перечень категорий вдов умерших (погибших) ветеранов боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки, что позволит снизить или исключить обращения граждан в судебные органы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"
Для реализация данного проекта федерального закона потребуется 87 562,2 тыс. руб. в год.
1. Численность членов семей погибших (умерших) не получающих меры социальной поддержки по Российской Федерации, составляет ориентировочно 5 500 чел.
2. Объем средств, необходимых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета составит в среднем по Российской Федерации 33 442,2 тыс. руб.:
((5 500 х 56,3 руб. х 18 кв. м. х 12 мес.) х 50):100 = 33 442,2 тыс. руб., где:
56,3 руб. - федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей жилой площади в месяц на 2009 год по Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007, N 405);
18 кв. метров - федеральный стандарт социальной нормы жилого помещения, установленный в размере общей площади на одного гражданина.
3. Объем средств, необходимый на предоставление ежемесячной денежной выплаты с учетом социального пакета в год, составит по Российской Федерации 54 120 тыс. руб.:
5 500 чел. х 820 руб. х 12 мес. = 54 120 тыс. руб.,
где 820 руб. - размер ежемесячной денежной выплаты в месяц.
На реализацию данного законопроекта могут быть использованы средства, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", так как численность членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (статья 21 Федерального закона "О ветеранах") начиная с 2005 года ежегодно сокращается в среднем на 50 тысяч человек. Это приводит к снижению ежегодной потребности денежных средств, предусмотренных для реализации статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" в отношении этой категории граждан, на 796 млн. рублей, что значительно превосходит объем средств, который необходим для реализации данного законопроекта.
С учетом изложенного на реализацию законопроекта дополнительных средств федерального бюджета не потребуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие данного закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.