Пояснительная записка
к проекту федерального закона ""О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость""
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость является в настоящее время одной из наиболее острых проблем современной налоговой системы России. Попытки усовершенствовать механизм возмещения НДС предпринимались неоднократно, однако кардинально изменить ситуацию они не смогли.
Основная проблема процедуры возмещения НДС - длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов. В настоящее время с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев. В течение этого срока налоговый орган проводит камеральную проверку, а руководитель налогового органа рассматривает результаты этой проверки и выносит свое решение. Столь продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний. В то же время, простое сокращение сроков камеральной проверки, очевидно, приведет к снижению эффективности налогового контроля.
Представленный законопроект предлагает ввести в налоговую систему России новый заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, который, не снижая эффективности налогового контроля, позволит налогоплательщикам получать возмещение в более короткие сроки.
Новый заявительный порядок возмещения налога основан на следующих принципах:
- заявительный порядок возмещения НДС должен применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам. Государство должно создавать благоприятные налоговые условия не только для экспортеров, но и, например, для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения;
- заявительный порядок возмещения - это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающим определенным критериям;
- заявительный порядок возмещения должен применяться наряду с действующим сегодня порядком возмещения;
- заявительный порядок возмещения не должен приводить к снижению эффективности налогового контроля.
Законопроект формулирует заявительный порядок возмещения налога. Согласно предлагаемой новой статье 176.1 НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков возмещение налога осуществляется "авансом", то есть до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговым органом. Суть предлагаемого заявительного порядка в том, что решение о возмещении будет приниматься сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации, но в ходе последующей камеральной налоговой проверки налоговый орган должен будет убедиться в соблюдении налогоплательщиком всех условий возмещения налога. В случае установления фактов нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства, налоговый орган должен иметь возможность потребовать вернуть в бюджет те суммы налога, которые налогоплательщик получил в качестве возмещения.
Доступ к заявительному порядку возмещения должны иметь все налогоплательщики НДС. В то же время, для разных категорий налогоплательщиков условия доступа к этой процедуре могут быть различными. Так предлагается разрешить применять ускоренную процедуру всем налогоплательщикам, имеющим финансово-хозяйственные показатели, свидетельствующие, что налогоплательщик не скроется от налоговых органов до завершения всех контрольных мероприятий. В качестве таких критериев предлагается рассматривать критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим налогоплательщикам. Указанные критерии в настоящее время определяются Федеральной налоговой службой РФ Приказом от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@. Кроме того, предлагается распространить данное право и на тех налогоплательщиков, которые будучи зарегистрированными в течение не менее трех лет к моменту подачи декларации, имеют значительные активы и значительную выручку от реализации. К таковым предлагается относить налогоплательщиков, стоимость амортизируемого имущества у которых превышает 500 миллионов рублей, а сумма дохода от реализации за предшествующий календарный год превысила пять миллиардов рублей. Остальные налогоплательщики вправе применять заявительный порядок, при наличии у них банковской гарантии, согласно которого банк обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (пеней и штрафов), если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Предложенный законопроект четко определяет последовательность действий налогового органа, получившего декларацию, по которой налогоплательщику будет возмещен налог в заявительном порядке. Определены сроки возврата налога органами Федерального казначейства. При этом предусмотрено, что несоблюдение сроков возмещения будет сопровождаться начислением процентов на несвоевременно выплаченную сумму налога, что является гарантией защиты интересов налогоплательщиков.
Если впоследствии, в ходе камеральной проверки налоговым органом будет установлен факт нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, налоговый орган выносит соответствующее решение и требует вернуть сумму налога, ранее выплаченную налогоплательщику. Причем, сумма, излишне выплаченная налогоплательщику, рассматривается в качестве недоимки по налогам с начислением пеней в общем порядке.
Таким образом, предлагаемый заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересы бюджетной системы, создает реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, так необходимых последним в условиях кризиса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.