Пояснительная записка
к проекту федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в целях установления возможности изменять условия проекта концессионного соглашения после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Указанные изменения предлагается распространить только в отношении инвестиционных проектов, в отношении которых в 2008 году были проведены конкурсы на право заключения концессионных соглашений и подведены их итоги, а именно:
- открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе "Скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км";
- открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе "Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1"Беларусь" Москва-Минск".
Необходимость принятия предлагаемых изменений обусловлена тем, что с даты подачи конкурсных предложений на участие в вышеуказанных открытых конкурсах, существенно изменились условия мировой финансовой конъюнктуры, что привело к необходимости пересмотра ряда технических параметров реализации проектов, установленных в конкурсных документациях и решениях о заключении концессионного соглашения.
Для восстановления параметров финансовой эффективности проектов для инвесторов и концессионера, требований кредитных организаций, а также выполнения обязательств концедента необходим пересмотр ряда условий концессионных соглашений, в том числе, условий по распределению рисков, срокам и стоимости строительства (в целях сокращения издержек), графику предоставления государственной поддержки, обеспечению гарантий кредитным организациям и т.д. Указанные выше меры позволят оптимизировать параметры реализации проектов и привести их в соответствие с изменившимися макроэкономическими условиями и требованиями кредитных организаций.
Согласно законопроекту предлагается допустить изменение условий проекта концессионного соглашения в следующей части:
- изменение сроков и определение этапов предоставления концессионеру земельных участков;
- изменение сроков и определение этапов создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
- изменение состава и технических характеристик отдельных элементов объекта концессионного соглашения;
- снижение сметной стоимости объекта концессионного соглашения, предложенной победителем конкурса.
Действующая редакция статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не позволяет вносить изменения в проект концессионного соглашения по сравнению с условиями, содержащимися в конкурсной документации.
Предлагаемые законопроектом поправки позволят изменить отдельные условия проекта концессионного соглашения. При этом в законопроекте предлагается установить прямой запрет на изменение существенных условий концессионного соглашения.
Необходимо отметить, что изменения, предусмотренные законопроектом, будут применяться только в отношении двух инвестиционных проектов, отобранных по результатам открытого конкурса, и не будут распространяться на последующие конкурсы, проводимые после 2008 года. Рассматриваемые инвестиционные проекты являются пилотными концессиями в Российской Федерации и от их успешной реализации зависят дальнейшие перспективы развития концессионного рынка и института государственно-частного партнерства в России. Общественная значимость указанных проектов определяется их значением, как для развития экономики Московского региона, так и для развития экономики Российской Федерации в целом.
С бюджетной и социально-экономической точки зрения реализация данных проектов позволит сэкономить значительный объем средств федерального бюджета, будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, созданию новых рабочих мест и поддержанию национального строительного рынка в условиях финансового кризиса.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Его принятие позволит успешно реализовать пилотные концессионные проекты в дорожном хозяйстве Российской Федерации, в отношении которых в 2008 году были проведены конкурсы на право заключения концессионных соглашений и подведены их итоги, а именно:
- открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе "Скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км";
- открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе "Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1"Беларусь" Москва-Минск".
Рассматриваемые проекты характеризуются высокой социальной и экономической эффективностью, приобретающей особую значимость в условиях финансового кризиса. Реализация проектов обеспечит задействование мощностей российских строительных компаний и будет способствовать созданию новых рабочих в строительном комплексе и смежных отраслях экономики. Суммарный прирост численности рабочих мест в экономике региона составит свыше 10 000 человек. Планируемая экономия бюджетных средств составит 46 млрд. руб.
Строительство проектируемых автомагистралей будет осуществляться с применением передовых современных технологий и материалов, будет способствовать развитию научно-технического потенциала дорожной отрасли, внедрению передового мирового опыта в сфере дорожного хозяйства, что положительно скажется на росте производительности труда и повышении эффективности работы дорожных предприятий, обеспечит повышение качества предоставляемых транспортных услуг пользователям дорожной инфраструктуры. Полученные при проектировании и строительстве новейшие методы, технологии и технические решения получат в дальнейшем применение при строительстве скоростных автомобильных магистралей в Российской Федерации.
Реализация проектов создаст дополнительные условия для динамичного развития социальной инфраструктуры Московской области - в первую очередь, за счет увеличения транспортной доступности, инвестиционной и социальной привлекательности территорий, а также сокращения временных затрат при поездках из области в город и обратно.
Реализация проекта создаст условия для активного развития жилищного строительства и реализации национального проекта "Доступное жилье" в Московском регионе.
В результате реализации проектов:
- увеличится пропускная способность панъевропейского транспортного коридора NN 2, 9 и МТК "Север-Юг" на территории Московской области;
- увеличится протяженность скоростных автомобильных магистралей в Российской Федерации, отвечающих международным техническим и эксплуатационным требованиям;
- повысится уровень доступности транспортных услуг для населения, возрастет скорость и объем доставки грузов, мобильность населения и субъектов рынка;
- сократятся транспортные издержки пользователей - с учетом дисконтирования экономия эксплуатационных затрат и времени за период реализации проектов (2008-2030 гг.) составит около 40 млрд. рублей;
- за счет привлечения организационных ресурсов, передового опыта и технологий управляющей концессионных компаний повысится качество транспортных услуг для пользователей автомобильной дороги;
- будут созданы необходимые инфраструктурные условия для дальнейшего комплексного развития и повышения эффективности работы московского транспортного узла, в том числе, за счет соединения создаваемых магистралей с проектируемыми автодорогами.
- Улучшение экологической ситуации произойдет за счет снижения в 2-3 раза вредных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и токсичных газов в зоне тяготения создаваемой автомагистралей вследствие ликвидации заторов и увеличения средних скоростей движения.
Успешная реализация пилотных концессионных проектов создаст необходимые предпосылки для дальнейшего развития концессионного рынка и привлечения значительных объемов частных инвестиций в транспортную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе иностранных инвестиций в объеме более 1 млрд. евро.
Ожидаемый совокупный бюджетный эффект от реализации указанных проектов превысит 350 млрд. руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.