Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования"
Проект технического регламента "О безопасности высоковольтного электрооборудования" разработан в соответствии с пунктом 81 Программы разработки технических регламентов на 2004 - 2006 г.г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 781-р).
Предлагаемые принципы технического регулирования в области высоковольтного электрооборудования основываются на единстве правил установления требований к данной продукции, а также на соответствии технического регулирования возможностям национальной экономики и уровню научно-технического развития.
Высоковольтное электрооборудование характеризуется повышенным риском причинения вреда при его использовании в процессах генерации, передачи, изменения характеристик, распределения электрической энергии и при последующем ее преобразовании в другие виды энергии.
Законопроект разработан на основе действующих государственных и международных стандартов в области энергетики.
Структуру технического регулирования в области действия законопроекта составляют: Федеральные законы "О техническом регулировании", "Об электроэнергетике", технический регламент "О пожарной безопасности", а также технические регламенты" "О безопасности электроустановок", "О безопасности высоковольтного электрооборудования".
Разработка законопроекта основывается на следующих принципах:
1. Установление с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимых требований к продукции - высоковольтному электрооборудованию.
2. Применимость требований законопроекта как ко вновь разрабатываемому, так и к серийно выпускаемому высоковольтному электрооборудованию, в равной мере к оборудованию отечественного и зарубежного производства.
3. Использование при разработке законопроекта общих для всех объектов технического регулирования форм оценки соответствия.
В области применения законопроекта в настоящее время действуют национальные и международные стандарты. В указанных документах подчас отсутствует жесткое разделение требований к высоковольтному электрооборудованию на требования безопасности, технические требования, не влияющие на безопасность и технико-экономические требования. В ряде документов к безопасности высоковольтного электрооборудования предъявляются требования различного уровня в зависимости от модели или даты изготовления. Национальные стандарты изобилуют многочисленными пересылками к другим стандартам, что делает эти стандарты документами непрямого действия и затрудняет их использование в юридической практике.
Основным отличием требований настоящего законопроекта от требований действующих стандартов является обеспечение минимизации и достаточности требований к высоковольтному электрооборудованию для его безаварийной устойчивой работы в сочетании с необходимыми экологическими характеристиками.
В сферу применения настоящего законопроекта включено следующее высоковольтное электрооборудование:
Наименование высоковольтного электрооборудования |
Код ОКП |
Трансформаторы силовые |
34 1100 |
Трансформаторы тока |
34 1440 |
Трансформаторы напряжения |
34 1450 |
Реакторы электрические |
34 1117 |
Выключатели силовые высокого напряжения |
34 1410 |
Разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения |
34 1420 |
Приводы к выключателям, разъединителям, короткозамыкателям и отделителям переменного тока высокого напряжения |
34 1498 |
Конденсаторы и комплектные конденсаторные установки силовые |
34 1460 |
Разрядники высоковольтные |
34 1430 |
Предохранители высоковольтные |
34 1491 |
Изоляторы высоковольтные, в том числе: |
34 9300 |
проходные |
34 9330 |
опорные |
34 9340 |
линейные |
34 9350 |
Вводы высоковольтные |
34 9310 |
Преобразователи полупроводниковые силовые |
34 1600 |
Компенсаторы реактивной мощности статические |
33 8470 |
Электродвигатели высоковольтные |
33 3612 |
Электрогенераторы и компенсаторы синхронные |
33 8140 |
Компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные |
33 8460 |
Комплектные трансформаторные подстанции |
34 1200 |
Комплектные распределительные устройства |
34 1470 |
Токопроводы |
34 1496 |
Законопроект содержит 28 статей, сгруппированных в 5 главах: "Общие положения", "Обязательные требования безопасности высоковольтного электрооборудования", "Требования к маркировке, упаковке, транспортированию и сопроводительной технической документации", "Оценка соответствия", "Заключительные и переходные положения".
Требования к высоковольтному электрооборудованию разделены на общие требования безопасности и дополнительные требования безопасности к конкретным видам высоковольтного электрооборудования.
К общим требования безопасности отнесены требования электробезопасности, механической, пожарной, экологической безопасности и взрывобезопасности.
Дополнительные требования безопасности сформулированы применительно к следующим видам высоковольтного электрооборудования:
трансформаторы силовые, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения;
электрические реакторы,
выключатели высокого напряжения,
разъединители, отделители, заземлители, короткозамыкатели переменного тока высокого напряжения и их приводы,
разрядники высоковольтные,
предохранители высоковольтные,
изоляторы и вводы высоковольтные,
преобразователи полупроводниковые силовые,
высоковольтные электрогенераторы, электродвигатели и компенсаторы реактивной мощности вращающиеся синхронные,
высоковольтные конденсаторы и конденсаторные установки,
комплектные трансформаторные подстанции и комплектные распределительные устройства.
Оценка соответствия высоковольтного электрооборудования должна проводиться в форме подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора). Обязательное подтверждение соответствия высоковольтного электрооборудования допускается проводить в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Основным принципом оценки соответствия высоковольтного электрооборудования является единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений, используемых при подтверждении соответствия и при государственном контроле (надзоре).
Используемые методы испытаний и оценки соответствия должны обеспечить:
идентификацию высоковольтного электрооборудования, в том числе принадлежность его к классификационной группе Общероссийского классификатора продукции, его соответствие маркировке, сопроводительной технической документации, а также происхождение и принадлежность к данной партии;
полное и достоверное подтверждение соответствия высоковольтного электрооборудования требованиям настоящего Федерального закона.
Реализация указанных в законопроекте требований позволит:
- упорядочить существующую нормативно-правовую базу;
- снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в нормативных документах;
- повысить ответственность изготовителей высоковольтного электрооборудования за его безопасность.
Законопроект прошел этап публичного обсуждения. Все конструктивные предложения заинтересованных лиц были проанализированы, сведены в перечень и по ним внесены соответствующие коррективы в текст законопроекта.
В настоящее время проект Федерального закона "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования", доработанный по замечаниям и прошедший юридическую экспертизу, представляется для дальнейшего прохождения в соответствии с порядком, определенным Федеральным законом "О техническом регулировании".
В связи с принятием Федерального закона "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования" федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции должны разработать, а Правительство Российской Федерации должно утвердить правила и методы контроля, необходимые для применения этого Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования"
Высоковольтное оборудование (по определению, это - любое оборудование, предназначенное для применения при номинальном напряжении выше 1000 В переменного тока и выше 1500 В постоянного тока) характеризуется повышенным риском причинения вреда при его использовании.
Необходимо отметить, что предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона технического регламента "О безопасности высоковольтного оборудования" (далее - законопроект) не предполагает снижение уровня риска для высоковольтного оборудования в связи с тем, что горизонтальная концепция законопроекта позволяет изготовителю оборудования обращаться на добровольной основе к нормативным документам, требования и методы испытаний которых используются для подтверждения соответствия в настоящее время. В силу этих же причин не потребуется вкладывать средства в принципиальное обновление существующей испытательной базы.
Одновременно с этим некоторые требования к высоковольтному оборудованию, существующие в настоящее время, не включены авторами в законопроект как не соответствующие букве и духу Федерального закона "О техническом регулировании" и излишне препятствующие предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод о снижении уровня расходов изготовителя, необходимого для поддержания существующего уровня риска. Это несомненно приведет к положительному экономическому эффекту от принятия данного закона.
Необходимо отметить ряд других моментов, содействующих положительному экономическому эффекту:
- увеличение объема реализуемой продукции в связи с проведением политики по сбалансированному применению обязательной сертификации и государственного контроля (надзора);
- повышение конкурентоспособности продукции за счет модернизации производства на основе современных технологий в результате выполнения требований, установленных законопроектом;
- повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики в сфере производства высоковольтного оборудования.
Реализация этих положений позволит увеличить объем налоговой базы, что будет способствовать повышению средств, поступающих в государственный бюджет.
Расходов средств федерального бюджета в связи с вступлением в силу проекта технического регламента "О безопасности высоковольтного оборудования" не предусматривается.
Сложившаяся к настоящему времени инфраструктура государственного контроля (надзора) сможет обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента также без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Кроме того, экономию средств государственного бюджета следует ожидать от сокращения расходов за счет исключения дублирования функций органов государственного контроля (надзора).
Таким образом, относительно результирующего экономического эффекта, основанного на мнении независимых экспертов, предполагается, что он составит не менее 0,15% от объема производства высоковольтного оборудования в стране уже в первые три года. А в последующие годы эффект должен составить не менее 0,2% от объема производства в Российской Федерации высоковольтного оборудования.
Ближайшие годы после принятия технического регламента на высоковольтное оборудование позволят оценить аналогичный эффект применительно к конкретной продукции.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности высоковольтного оборудования"
Принятие проекта федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности высоковольтного оборудования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.