Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технического регламента "О безопасности электроустановок"
Проект технического регламента "О безопасности электроустановок" подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Технический регламент "О безопасности электроустановок" устанавливает минимально необходимые обязательные требования безопасности к объектам регулирования на всех стадиях их жизненного цикла, включая проектирование, строительство (монтаж), реконструкцию, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, ликвидацию (консервацию).
В техническом регламенте установлены требования, направленные на обеспечение электрической безопасности, термической безопасности, механической безопасности, взрывобезопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, электромагнитной совместимости.
Регламент содержит нормы, устанавливающие требования безопасности к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов регулирования для целей применения технического регламента, а также формы и способы оценки соответствия объектов регулирования требованиям данного технического регламента.
Объектами регулирования технического регламента "О безопасности электроустановок" являются электроустановки во всех процессах их жизненного цикла (проектирование, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, консервация и ликвидация), в том числе:
кабельные и воздушные линии электропередачи;
распределительные устройства и подстанции;
электромашинные установки;
трансформаторные установки;
конденсаторные установки;
иные виды электроустановок (в объеме общих требований к безопасности электроустановок всех видов).
Структура технического регулирования в области обеспечения безопасности электроустановок включает в себя:
технический регламент "О безопасности электроустановок", утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации;
правила и методы испытаний и измерений, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
комплекс сводов правил и национальных стандартов в области безопасности электроустановок, а также их оборудования, используемых на добровольной основе;
стандарты организаций.
Кроме того, в системе федерального законодательства требования безопасности к объектам регулирования, а также нормы об оценке соответствия объектов этим требованиям помимо данного технического регламента установлены также в ряде Федеральных законов, а именно:
"О техническом регулировании";
"Об обеспечении единства измерений";
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
"О безопасности гидротехнических сооружений"; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Предложена следующая структура технического регламента:
Глава I. Общие положения.
Содержит описание целей и области применения технического регламента, определение объектов регулирования технического регламента; определяет основные термины и определения, используемые в настоящем техническом регламенте, устанавливает правила идентификации объектов регулирования настоящего регламента с указанием их существенных признаков.
Глава II. Общие требования безопасности к электроустановкам.
Устанавливает общие требования безопасности ко всем объектам регулирования на всех стадиях их жизненного цикла (включая проектирование, строительство (монтаж), реконструкцию, ввод в эксплуатацию, приемо-сдаточные испытания, эксплуатацию, включая техобслуживание и ремонт, а также процессы ликвидации и консервации); а также устанавливает требования безопасности, предъявляемые ко всем видам объектов регулирования на разных стадиях их жизненного цикла.
Главы III - VIII. Специальные требования к конкретным видам электроустановок.
Глава устанавливает специальные (дополнительные) требования безопасности к отдельным видам объектов регулирования на каждой стадии их жизненного цикла.
Электроустановки, не рассмотренные в главах III-VIII, должны соответствовать требованиям главы II.
Глава IX. Оценка соответствия.
Устанавливает формы и способы оценки соответствия объектов регулирования требованиям настоящего регламента.
В регламенте использованы следующие формы оценки соответствия:
государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;
государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов регулирования согласование проектной документации;
допуск в эксплуатацию законченного строительством (монтажом) объекта регулирования государственный контроль (надзор).
Глава Х. Заключительные и переходные положения.
Содержит положения, относящиеся к вступлению регламента в силу.
В Приложения к регламенту вынесены цифровые и расчетные показатели.
Акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, в том числе акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с принятием этого проекта технического регламента, отсутствуют.
До вступления в силу настоящего технического регламента Правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утвердить перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Необходимо осуществить также разработку следующего проекта для утверждения в Национальном органе по стандартизации:
перечень сводов правил и национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
При вступлении в силу проекта технического регламента необходимо провести следующие мероприятия, для финансирования которых потребуются средства федерального бюджета:
ежегодное проведение актуализации перечня сводов правил и национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента;
ежегодное проведение актуализации перечня национальных стандартов, содержащего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов высоковольтного электрооборудования.
Указанные выше мероприятия могут быть профинансированы в рамках реализации плана национальной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Иных расходов средств федерального бюджета в связи с вступлением в силу проекта технического регламента "О безопасности электроустановок" не предусматривается.
Техническому регламенту соответствуют следующие коды ОКС:
|
Код ОКС |
Общие требования к безопасности электроустановок |
27.010 |
29.020 | |
Требования безопасности к кабельным и воздушным линиям электропередачи |
29.240.20 |
Требования безопасности к распределительным устройствам и подстанциям |
29.240.10 |
Требования безопасности к электромашинным установкам |
29.160.40 |
29.160.30 | |
Требования безопасности к трансформаторным установкам |
29.180 |
Требования безопасности к конденсаторным установкам |
29.240.99 |
Доказательной базой требований проекта настоящего технического регламента являются следующие действующие нормативно-технические документы:
- Правила устройства электроустановок;
- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей;
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок - ПОТ Р М-016;
- Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Правила пожарной безопасности;
- Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ;
- Правила выполнения противопожарных требований по огнестойкому уплотнению кабельных линий;
- ГОСТ 12.1.009-76 (1999). Электробезопасность. Термины и определения;
- ГОСТ 12.1.019-79. Электробезопасность. Общие требования;
- ГОСТ Р МЭК 61140-2000. Защита от поражения электрическим током. Общие положения по электробезопасности, обеспечиваемой электрооборудованием и электроустановками;
- ИСО/МЭК 51. Руководство по включению в стандарты требований безопасности;
- ГОСТ 12.1.038-82. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов;
- ГОСТ 12.1.030-81. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление;
- ГОСТ Р 50571.4-94 (МЭК 364-4-42-80). Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Защита от тепловых воздействий;
- ГОСТ 12.1.051. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В;
- Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений;
- Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности электроустановок"
Реформа технического регулирования направлена на упорядочение и конституционализацию правовых отношений между государством, хозяйствующими субъектами и потребителями в части обеспечения комплекса обязательных требований к товарам, работам и услугам (далее продукции) с целью достижения безопасности самой продукции и процессов их производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации. Важнейшей задачей упорядочения технического регулирования является сокращение расходов государства, изготовителей и, в конечном счете, потребителей на создание условий безопасного производства и оборота продукции.
Основными способами экономии средств в итоге реализации реформы технического регулирования и данного технического регламента в частности являются:
сокращение расходов государства на содержание аппарата контрольно-надзорных органов исполнительной власти за счет устранения дублирования контрольных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Это достигается путем распределения контрольных полномочий между этими органами непосредственно в тексте технического регламента, что исключает параллелизм в деятельности контрольно-надзорных органов, нередко возникающий при разработке и утверждении ведомственных нормативно-технических актов;
сокращение расходов участников хозяйственного оборота (производителей, продавцов и др.) за счет кардинального упрощения поиска и получения информации об обязательных технических требованиях, которая, будучи воплощенной в федеральных законах, становится не только общедоступной, но и рационально консолидированной (существенно уменьшается количество технических актов, преодолеваются ведомственные разночтения, акты не вступают в силу без их официального опубликования);
уменьшение потерь вследствие снижения рисков возникновения нештатных, в том числе, аварийных ситуаций вследствие обеспечения единства (непротиворечивости) требований и, в ряде случаев, ужесточения отдельных требований по безопасности;
исключение дублирования в деятельности контрольно-надзорных органов, которое должно привести к значительному сокращению количества однопредметных проверок и, соответственно, к сокращению прямых расходов предприятий, потерь рабочего времени, связанных с проведением этих проверок;
сокращение коррупционного потенциала вследствие упорядочения технического регулирования в стране.
Экономия средств производителей и продавцов будет способствовать не только улучшению ценовой конкурентоспособности российской продукции, но и, соответственно, увеличению потребления этой продукции. Данное обстоятельство послужит весомым фактором увеличения объема ВВП. Результатом этого процесса должно стать увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Косвенную экономию расходов предпринимателей обеспечивает также открытая процедура разработки, принятия и внесения изменений в данный технический регламент, которая позволяет отечественной промышленности заблаговременно подготовить необходимые технические изменения в производстве, а также препятствовать появлению необоснованных технических барьеров в регламенте.
Законопроект должен содержать минимально необходимые требования безопасности и обеспечения единства измерений электроэнергии (мощности) с учетом существующей дифференциации по типам рынков (оптовый/розничный) и по категориям субъектного состава данных рынков. Должны быть сформулированы правила идентификации продукции и оценки ее соответствия, поскольку, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании", обязательные требования к продукции и процессам ее эксплуатации могут устанавливаться только техническими регламентами. Все это положительно отразится на росте ВВП страны.
Очевидно, что не по всем перечисленным направлениям можно сделать количественные оценки ожидаемого эффекта до внедрения всей системы технических регламентов. Тем не менее, указанные направления экономии бюджетных и внебюджетных средств являются достаточно достоверными. В целом принятие данного технического регламента должно дать существенный экономический эффект.
Принятие настоящего технического регламента не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и бюджетного финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности электроустановок"
Принятие проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности электроустановок" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.