Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 29 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N 1914-р, и пунктом 19 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 316-р.
Основной идеей законопроекта является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.
Стратегическими задачами законопроекта являются создание условий, позволяющих:
обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;
исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;
обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.
Для реализации указанных задач законопроект предусматривает:
создание и закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений в области торговли;
закрепление исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области торговой деятельности;
определение и разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
определение порядка организации торговой деятельности;
определение порядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;
установление правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;
установление перечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности;
создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности (торговли) на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в связи с поставкой товаров.
В законопроекте сформулирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования торговой деятельности; при этом непосредственно в законопроекте определяется содержание таких методов как установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольное регулирование в сфере торговой деятельности, техническое регулирование в сфере торговой деятельности, информационное обеспечение в сфере торговой деятельности.
Для организации торговой деятельности законопроектом предусматривается подача хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, предполагается осуществлять в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления схемами, разрабатываемыми с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе городов и иных поселений, и достижения нормативов обеспеченности населения торговой площадью. Для целей поддержки малого и среднего бизнеса в общем количестве предусмотренных схемой мест, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривается квота не менее пятидесяти процентов для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства.
Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности законопроектом предусматривается проведение аукционов (конкурсов) на право заключения договоров на размещение и использование нестационарных торговых объектов.
С целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации в законопроекте предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров.
На решение вопросов исключения недобросовестных практик при заключении и исполнении хозяйствующими субъектами, осуществляющим# торговую деятельность посредством организации торговой сети, договоров с поставщиками продовольственных товаров, направлены нормы антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли. В законопроекте сформулирован перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров.
В целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли, антимонопольные требования также предусматривают запрет принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений (актов), ограничивающих конкуренцию в сфере торговли.
В законопроекте определены основные формы содействия развитию торговой деятельности. В числе основных мер по поддержке торговой деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления предусматривается разработка региональных и муниципальных целевых программ развития торговли и инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры, применение мер экономического стимулирования отдельных категорий хозяйствующих в сфере торговли субъектов, организация и проведение мероприятий, стимулирующих деловую активность хозяйствующих в сфере торговли субъектов и способствующих сотрудничеству между организациями торговли и производителями продовольственных товаров.
Для реализации важнейших социальных функций торговли законопроект предусматривает создание условий для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе за счет развития и размещения сети организованной торговли, путем установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, методика расчета которых должна определяться на федеральном уровне.
В рамках содействия развитию торговой деятельности законопроектом предусматривается создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта в целом позволит усовершенствовать законодательство о торговой деятельности и, тем самым, обеспечить прозрачность принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в сфере торговли, унификацию требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить развитие торговой деятельности для максимально полного удовлетворения потребностей в товарах, а также создать основу для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации" не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности"
В связи с принятием федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за совершение хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и (или) хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, недопустимых действий при заключении и исполнении договоров поставки продовольственных товаров);
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и определения порядка финансирования указанных полномочий);
3) Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения регулирования порядка организации ярмарок и осуществления торговой деятельности на них);
4) Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 "О свободе торговли".
Для реализации федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" подлежат принятию постановления Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
1) об установлении уровней обеспеченности населения торговой площадью, утверждении методики расчета и установления субъектами Российской Федерации нормативов обеспеченности населения торговой площадью;
2) о порядке создания системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли и обеспечении ее функционирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.