Оперативно-розыскная деятельность органа дознания на досудебной стадии уголовного судопроизводства как обеспечивающая реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
В.Т. Корниенко,
судья в отставке, доцент кафедры экономики
и социально-гуманитарных дисциплин Волгодонского
инженерно-технического института (филиала Национального
исследовательского ядерного университета МИФИ),
кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Законодательство и экономика", N 1, январь 2016 г.
В статье В.Т. Корниенко рассматриваются проблемы досудебной стадии уголовного судопроизводства в части невозможности реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. ввиду ее коллизии со стадией судебного разбирательства, а также предлагаются конкретные меры по устранению данной коллизии.
Как следует из преамбулы Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 (в ред. Указа Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483), основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Реализуя государственную политику в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, Российская Федерация наряду с достижением основных ее приоритетов сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таком приоритете устойчивого развития, как повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности.
Акцентируя внимание на сфере общественной безопасности в долгосрочной перспективе, наше государство исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, а также конституционный строй Российской Федерации. При этом необходимо обратить внимание на последовательность расстановки приоритетов: выявление, предупреждение, пресечение и, как крайняя мера, - раскрытие тех или иных преступных посягательств... Иначе и быть не может, поскольку характер посягательств существенно изменился, и банальное раскрытие таких из них, как акты терроризма, экстремизма, другие преступные посягательства на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, а также конституционный строй Российской Федерации, в результате которых наступают тяжкие, зачастую невозместимые и невосполнимые последствия, уже не может свидетельствовать о создании демократическим государством безопасных условий реализации конституционных прав и свобод его граждан.
Более приближенной к проблемам борьбы с преступностью является Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 20 ноября 2013 г., целями которой являются прежде всего достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера. Обеспечение же общественной безопасности должно осуществляться на основе принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, а также приоритета профилактических мер по обеспечению общественной безопасности.
В связи с этим вполне естественным является следующий посыл: одним их главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, а также расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. И здесь уместно вспомнить, что современная законодательная база России в части предупреждения и пресечения преступных проявлений уже давно нуждается в существенном совершенствовании. Более того, необходимо окончательно разрешить проблему полного несоответствия чисто розыскного предварительного следствия состязательному судебному разбирательству в ныне действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Подтверждением является тот факт, что за десятилетний период действия УПК РФ в него внесено более тысячи поправок. Можно было некоторое время мириться с тем, что тогда, на сломе эпох, когда какой-либо иной по содержанию проект уголовно-процессуального закона России был заведомо "не проходным" в Государственной Думе третьего созыва, пришлось выбирать из нескольких зол наименьшее... Однако сейчас, по прошествии более десяти лет, когда некоторые из законопроектов, исходя из принципа "целесообразности", сразу принимаются в трех чтениях, противоправно продолжать закрывать глаза на явные промахи в системе технологии борьбы с преступностью, составной частью которой, собственно говоря, и является уголовный процесс государства...
Совершенно очевидно, что в современных реалиях предварительное расследование в существующей форме полностью изжило себя, ибо, являясь частью уголовного судопроизводства, основная задача которого - оказание помощи судебному следствию в установлении объективной истины по делу, оно зачастую ничего, кроме вреда, не приносит, поскольку в судебном следствии крайне затруднительно дать окончательную оценку предварительно собранным и уже заранее оцененным с явным обвинительным уклоном доказательствам. А если еще учесть, что значительное количество возбужденных следователями уголовных дел, особенно экономической направленности, вообще не доходят до суда, при этом зачастую полностью разрушая бизнес субъектов, в отношении которых они возбуждались, данная проблема становится еще более актуальной, поскольку подрыв экономики - это уже вопросы национальной безопасности... Видимо, именно поэтому на них обратил внимание Президент РФ В.В. Путин в своем очередном Послании Федеральному Собранию на 2016 г.
Не секрет, что УПК РФ в ныне действующей редакции на досудебных стадиях уголовного судопроизводства практически не позволяет предупреждать или пресекать преступления. Анализ Части второй УПК РФ "Досудебное производство" (в частности, статьи 146) показывает, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии совокупности поводов и оснований, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, к которым законодатель отнес либо заявление о преступлении, либо явку с повинной, либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, либо постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, либо, как частный случай, материалы, направленные Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Фактически на стадии проверки информации, поступившей в правоохранительные органы, необходимо установить событие преступления, в противном случае в возбуждении уголовного дела надлежит отказать. О каком уж тут предупреждении преступления может идти речь? Нет уголовного дела - нет проблемы.
Как же сегодня в России обстоят дела в части предупреждения и пресечения преступлений? По информации из открытых источников, в январе-октябре 2015 г. зарегистрировано 1 977 900 преступлений, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате преступных посягательств погибли 27 400 человек, здоровью 40 700 человек причинен тяжкий вред. По общему количеству погибших и тяжело пострадавших это - население целого муниципального образования в средней полосе России. Ущерб от преступлений, по подсчетам МВД России, составил 309 560 000 000 руб., что на 5,0% больше аналогичного показателя прошлого года. При этом на стадиях приготовления и покушения предотвращено всего лишь 89 500 преступлений, что составляет 5% общего числа зарегистрированных преступлений. А если сюда добавить значительную латентность современной российской преступности, то становится совершенно очевидно, что промедление в совершенствовании технологий предупреждения и пресечения преступлений смерти подобно.
Но как же тогда формировать доказательственную базу обвинения при уголовном преследовании? Ведь общеизвестно, что все зависит от того, кто, когда и как, т.е. по каким правилам разрозненные улики будет трансформировать, оценивая по критериям относимости, достоверности, допустимости и достаточности их совокупности для установления тех или иных обстоятельств, в уголовно-процессуальные доказательства.
Нам видится, что ответ лежит на поверхности. Раз уж мы практически полностью скопировали у наших заокеанских партнеров состязательный судебный процесс, поступившись одним из самых разумных, как представляется, достижений в этой области (т.е. отказавшись от института народных заседателей, кстати говоря, возврат к которому разумен и вполне возможен с учетом все того же Послания Президента РФ), то почему бы нам не позаимствовать и досудебную стадию заокеанского уголовного процесса, называющуюся у них полицейским расследованием? Тем более что таким образом наконец удалось бы разрешить проблемы дознания как такового, ибо что бы мы ни придумывали - протокольную ли форму дознания, или сокращенную, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно или не обязательно, - нам никуда не уйти от того, что дознание - это оперативно-розыскная деятельность. И если его рассматривать именно с таких позиций, тогда, разумно сосредоточив его на досудебной стадии уголовного судопроизводства вместо стадии предварительного расследования, можно реализовать Стратегию национальной безопасности в части общественной безопасности, требующей от правоохранительных органов прежде всего предупреждения и пресечения, вплоть до стадии неоконченного покушения, преступлений.
О чем конкретно идет речь?
Во-первых, на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, по нашему глубокому убеждению, необходимо отказаться от всякой предварительности, равно как и бумажной волокиты, связанной с так называемой стадией возбуждения уголовного дела. Поскольку приоритетом является предупреждение и пресечение преступлений, надлежит законодательно признать, что сам факт совершения преступления должен расцениваться не иначе как брак в работе правоохранительных органов.
Во-вторых, весь оперативно-начальствующий состав органов внутренних дел необходимо нацелить на оперативно-розыскную деятельность, как гласную, так и негласную, объединенную в формат дознания, направленную на предупреждение замышляемых и подготавливаемых преступлений, их пресечение вплоть до стадии неоконченного покушения, а в исключительных случаях - раскрытие уже совершенных преступлений и задержание преступников. В процессе дознания полицейские должны собирать улики, подтверждающие подготовку либо совершение преступлений, которые будут трансформироваться в уголовно-процессуальные доказательства и впервые оцениваться по критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности совокупности для установления тех или иных обстоятельств дела в подготовительной стадии судебного разбирательства при участии сторон (обвинения и защиты), проводимого по инициативе государственного обвинения в лице прокурора, выдвигающего таковое от имени государства в отношении конкретного физического лица, которое к этому моменту может быть задержано по подозрению в подготовке или совершении преступления.
В-третьих, следственные подразделения надлежит трансформировать в институт судебных следователей, сосредоточенный и переподчиненный судебной ветви власти со всеми вытекающими из этого последствиями. И здесь не лишне вновь отметить, что повышение качества жизни российских граждан государство гарантирует в том числе путем обеспечения личной безопасности, чему будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы. Для противодействия же угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны будут совершенствовать национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства.
Существуют проблемы и в области материального права, особенно в части противодействия террористическим угрозам, однако эти вопросы требуют дополнительного осмысления с учетом современных реалий. Террористическая война, в участие в которой вольно или невольно вовлекается все больше государств, очень быстро распространяется по земному шару, все больше подтверждая название третьей мировой. "Ящик Пандоры", открытый в свое время нашими заокеанскими партнерами, закрывать придется усилиями всего мирового сообщества. Думается, они так и не поняли до сих пор, что натворили, разрушая основы существующего международного права. Создается впечатление, что пресловутые "пятые колонны" существуют как данность не только и не столько в России, сколько во всех без исключения странах мира... Иначе как объяснить безудержное стремление спецслужб США вновь наступить на те же "грабли", создав очередную проблему не только для всего мирового сообщества, но и для себя самих, в виде пресловутого террористического образования ИГИЛ (ДАИШ)? Неужели не хватило опыта с "Аль-Каидой", созданной в 1988 г., а уже 11 сентября 2001 г. безжалостно расправившейся со своими создателями на Манхеттене? Или все-таки вкусивший от доллара, центом уже никогда сыт не будет, и получение бюджетных средств на свое "развитие" любыми способами является приоритетнейшей деятельностью этих, некогда могущественнейших структур, так умело манипулирующих "близорукими политиками" Сената США, безудержно раздувающими оголтелую истерию вокруг чего угодно, связанного с деятельностью возрождающейся России на международной арене?
Хочется надеяться, что предложения, которые прозвучали выше в части совершенствования российского досудебного уголовного процесса, если таковые будут своевременно реализованы, помогут в том числе в недопущении расползания "террористической заразы" по территории России...
Библиография
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 15 сентября 2015 г.).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (в ред. Указа Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483), утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.) // http://www.kremlin.ru/acts/news/19653.
Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе, за январь-октябрь 2015 г. // https://mvd.ru/folder/101762/item/6765514/.
Галахов С.С., Козлов В.И. Проблемы и перспективы предупреждения преступлений // Общество и право. 2009. N 4.
Корниенко В.Т. Предварительное следствие и состязательный судебный процесс в Российской Федерации. Конфликт интересов... // Уголовный процесс. 2009. N 4.
Корниенко В.Т. Судебный следователь как субъект уголовного судопроизводства, гарантирующий состязательный судебный процесс: сб. статей Межвузовской научно-практической конференции: "Актуальные вопросы развития науки". - Уфа, 2014.
Корниенко В.Т. Проблемы квалификации ядерного терроризма // Российский следователь. 2013. N 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оперативно-розыскная деятельность органа дознания на досудебной стадии уголовного судопроизводства как обеспечивающая реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Автор
В.Т. Корниенко - судья в отставке, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Волгодонского инженерно-технического института (филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ), кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Законодательство и экономика", 2016, N 1