Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Законопроект подготовлен в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г., касающихся предоставления представительным органам муниципальных образований права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований.
Законопроектом предлагается дополнить статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) новыми положениями, согласно которым к полномочиям представительного органа муниципального образования (далее -представительный орган) относятся заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом, а также принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Предусматривается в связи с этим дополнить статьи 36 и 37 Федерального закона взаимосвязанными положениями, касающимися установления для главы муниципального образования, главы местной администрации обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а также по представлению представительному органу ежегодных отчетов о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 74.1 и установить порядок и основания удаления главы муниципального образования в отставку по решению представительного органа.
Предусматривается, что представительный орган в соответствии с Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку могут служить решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона, а также иные действия (бездействие), в том числе неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 4 статьи 36 Федерального закона и уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Предусматривается, что инициатива депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган вместе с проектом решения об удалении главы муниципального образования в отставку. В случае выдвижения указанной инициативы депутатами представительного органа об этом уведомляются глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
При этом предусматривается, что в случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и (или) действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только с согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Предлагается установить, что инициатива депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку рассматривается представительным органом в течение одного месяца со дня поступления соответствующего обращения.
Предусматривается, что решение представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа.
Предлагается также установить порядок подписания и обнародования решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку. Так, решение представительного органа подписывается либо председателем представительного органа, либо депутатом, председательствующим на заседании представительного органа.
Предусматривается установить гарантии прав главы муниципального образования при рассмотрении вопроса об удалении его в отставку. Так, глава муниципального образования должен быть заблаговременно уведомлен о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомлен с обращением депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Помимо этого, ему должна быть предоставлена возможность дать депутатам представительного органа объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления в отставку. Глава муниципального образования вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию (обнародованию) вместе с названным решением.
Кроме того, предусматривается, что в случае, если инициатива депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа не ранее чем через один месяц со дня проведения заседания представительного органа, на котором рассматривался указанный вопрос.
В связи с этим предлагается дополнить статьи 36 и 40 Федерального закона таким основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, как удаление в отставку.
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.