Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховой стаж, засчитывается также период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Тем самым данная норма стимулирует рождение в семье лишь одного или двух детей, что в условиях неблагоприятной демографической ситуации не способствует значительному улучшению показателей рождаемости.
Законопроектом предлагается увеличить указанный "нестраховой" период до четырех с половиной лет, что станет свидетельством признания государством общественной ценности материнства и отцовства, а также одной из мер по улучшению демографической ситуации, поскольку будет стимулировать семьи к рождению третьего ребенка.
Также вносимое изменение позволит усилить социальную защищенность родителей, в первую очередь многодетных родителей, поскольку в настоящее время в Российской Федерации многодетной семьей признается семья, воспитывающая троих и более детей.
Помимо того, что "нестраховые" периоды учитываются при определении права на назначение трудовой пенсии по старости, они также оказывают влияние и на размер страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку при расчете данной части трудовой пенсии учитывается размер страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо.
В настоящее время федеральным законодателем разработан порядок возмещения страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данные средства в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета.
Таким образом, увеличение "нестрахового" периода помимо увеличения страхового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии, также влияет и на размер данной пенсии при расчете ее страховой части.
Внесение указанного изменения потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов Пенсионному фонду Российской Федерации за "нестраховые периоды" в сумме 268,8 млн. рублей в год начиная с 2012 года. В связи с этим не требуется внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
1. Не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
2. Требует, чтобы внесенное в соответствии с настоящим проектом федерального закона изменение в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было учтено в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и его уполномоченных органов, регулирующих деятельность в сфере пенсионного обеспечения населения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона, предусматривающего увеличение периода ухода одного из родителей за каждым ребенком по достижении им возраста полутора лет с трех до четырех с половиной лет, включаемого в страховой стаж при назначении трудовой пенсии по старости, потребует дополнительных финансовых средств на компенсацию выплаты трудовых пенсий по старости из федерального бюджета в размере 268,8 млн. рублей в год.
Сумма дополнительного финансирования определена с учетом следующих исходных данных.
1. Средний размер увеличения пенсии в связи с изменением периода ухода родителя за ребенком, включаемого в страховой стаж, составляет 14 рублей в месяц или 168 рублей в год.
Расчет произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 246 с учетом стоимости страхового года на 2008 год.
2. Максимальная численность получателей трудовых пенсий с учетом увеличения периода ухода за ребенком до четырех с половиной лет в Российской Федерации может составить 1,6 млн. человек.
Расчет произведен исходя из данных Всероссийской переписи населения 2002 года, в соответствии с которыми число частных домохозяйств в стране составило 53 млн.; удельный вес домохозяйств с тремя и более детьми в общем количестве домохозяйств составил 3%. Таким образом, расчетное количество домохозяйств с тремя и более детьми составляет 1590 тыс. Учитывая, что право на включение в страховой стаж периода по уходу за ребенком имеет один из родителей, возможная численность таких претендентов составит 1,6 млн. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.