Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 77706-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов местного самоуправлении в вопросах профилактики правонарушений и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области
Данным законопроектом предлагается дополнить перечень вопросов местного значения, установленных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-Ф3) новыми положениями, в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа будет отнесено участие в профилактике правонарушений и участие о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории соответствующего муниципального образования.
Пункт "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к полномочиям по производству ядовитых веществ, наркотических средств и порядку их использования к исключительному ведению Российской Федерации. Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, предложенные авторами законопроекта изменения не согласуются с положениями статьи 41 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-Ф3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-Ф3), в которой определен перечень органов, уполномоченных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий. Органы местного самоуправления в этот перечень не включены. Таким образом, указанные полномочия находятся в компетенции федеральных органов власти и не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований.
В то же время следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом N 3-Ф3 органы местного самоуправления организуют в пределах своей компетенции исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. В том числе они имеют право обращения в суды с требованиями о прекращении деятельности юридических лиц, пропагандирующих употребление наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также о ликвидации юридических лиц в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц.
Комитет также отмечает, что действующее законодательство позволяет вести работу по профилактике правонарушений в указанной сфере в рамках решения уже закрепленных Федеральным законом N 131-Ф3 вопросов местного значения в сферах охраны здоровья, правопорядка, образования, культуры, организации досуга, физкультуры и спорта, работы с детьми и молодежью (статьи 14-16).
Таким образом, органы местного самоуправлении в силу Федерального закона N 3-Ф3 и Федерального закона N 131-Ф3 в пределах своей компетенции наделены полномочиями в указанной сфере. В связи с чем считаем, что дополнительного правового регулирования не требуется.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 77706-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов местного самоуправления в вопросах профилактики правонарушений и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.