Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Федерации и региональной политике
по проекту федерального закона N 164091-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенного членом Совета Федерации С.А. Шуваловым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен ответственным комитетом по указанному законопроекту решением Совета Государственной Думы от 17 марта 2009 года, протокол N 94, п. 55) рассмотрен проект федерального закона N 164091-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее-Федеральный закон) изменения, согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления правил содержания домашних животных, создания и оснащения бригад для отлова безнадзорных животных, в том числе животных, подозрительных на заболевание бешенством, строительства мест для содержания безнадзорных животных, строительства кремационных печей для утилизации трупов животных. Законопроектом также предлагается установить, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления отлова и содержания безнадзорных животных, а также кремационные печи для утилизации трупов животных.
В связи с предлагаемыми изменениями, следует отметить, что подпунктами 49 и 49.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, решение ряда вопросов, содержащихся в законопроекте, уже регламентировано Федеральным законом.
Что касается предложений по изменению состава имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, то статьей 26.11 (подпункт "ц" пункта 2) установлено, что для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Таким образом, предлагаемые представленным законопроектом изменения частично дублируют действующие положения Федерального закона и потому являются избыточными.
Кроме того, концепция законопроекта не вполне согласуется с положениями действующего законодательства. Так, например, статьями 230 и 231 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления в ряде случаев принимают меры к розыску собственника безнадзорных животных (а также определяют порядок использования безнадзорных животных). Если же собственник безнадзорных животных не будет обнаружен, они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Бремя содержания имущества несет собственник, т.е. муниципальное образование.
Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Соответственно вопросы содержания домашних и безнадзорных животных, утилизация трупов животных должны находиться в компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, принятие законопроекта может привести к правовой коллизии между нормами, устанавливающими полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере содержания и использования безнадзорных животных.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике полагает необходимым рекомендовать указанный законопроект к отклонению.
Председатель Комитета |
В.В. Усачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.