Франчайзинг и его роль в развитии бизнеса
Е.В. Шестакова,
генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент",
канд. юрид. наук
Журнал "Планово-экономический отдел", N 11, ноябрь 2015 г., с. 42-53.
Сегодня роль франчайзинга все больше возрастает, причем можно отметить две важные его составляющие: увеличение финансовых потоков в виде паушальных взносов и увеличение сбыта продукции.
Условие о размере вознаграждения как выражение финансовой роли франчайзинга
Согласно ст. 1030 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вознаграждение по договору коммерческой концессии (франчайзинга) может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
За регистрацию договора коммерческой концессии взимаются пошлины, размер которых установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941 (в ред. от 14.11.2013) "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами". В договоре уплату пошлины необходимо возложить на одну из сторон.
Форма, в которой выплачивается вознаграждение по договору коммерческой концессии, устанавливается договором.
Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Приведем пример положений о выплате вознаграждения (извлечение):
...
16.1. В течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания Сторонами настоящего Договора Пользователь обязуется перечислить на расчетный счет Правообладателя, указанный в настоящем Договоре или дополнительно письменно сообщенный Правообладателем, сумму паушального взноса за первую кофейню. За вторую кофейню паушальный взнос должен быть оплачен Пользователем в течение 4 (четырех) месяцев с момента подписания настоящего Договора.
16.2. Размер паушального взноса за первую кофейню составляет 20 000 (двадцать тысяч) долларов США и уплачивается согласно п. 16.1 настоящего Договора. Размер паушального взноса за вторую кофейню составляет 18 000 (восемнадцать тысяч) долларов США. Паушальный взнос является вознаграждением Правообладателя за предоставление Пользователю права использовать в своей предпринимательской деятельности Систему и исключительные права Правообладателя, предоставляемые по настоящему Договору для функционирования кофеен. Паушальный взнос является разовым и невозвратным вне зависимости от фактического пользования Пользователем предоставленными ему правами и фактического открытия кофейни.
В случае невозможности открытия кофейни согласно данному Договору по не зависящим от Пользователя причинам сумма паушального взноса с согласия Правообладателя может быть частично зачтена при открытии Пользователем другой кофейни.
...
Рассмотрим виды и порядок установления вознаграждений, их плюсы и минусы.
1. Фиксированная сумма вознаграждения.
Пример 1
Небольшой магазин заключает договор с торговой сетью на пользование торговой маркой.
Торговая марка оценена независимым экспертом в 60 000 000 руб., стоимость франшизы - 5% от стоимости марки.
Соответственно, магазин должен заплатить фиксированный платеж в размере 3 000 000 руб. за пользование торговой маркой.
2. Роялти.
Роялти рассчитывается от выручки, получаемой от использования известного бренда.
Пример 2
Предположим, у магазина (пример 1) нет денежных средств, но в будущем планируется доход в размере 2 000 000 руб. в месяц. Годовая сумма дохода составит 24 000 000 руб.
По договору франчайзинга ежемесячно магазин будет отчислять за пользование торговой маркой 10% от планируемого дохода. Годовой платеж за пользование маркой составит 2 400 000 руб.
В этом случае магазину удастся получить экономию по платежам и осуществлять оплату в рассрочку.
3. Наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи.
По такой схеме работают, если с брендом передают и товары. Схема используется вместо роялти, а само вознаграждение закладывается в цену и не зависит от доходов компании, использующей раскрученный бренд.
4. Иные формы вознаграждений.
К иным формам можно отнести комбинированные формы оплаты вознаграждения.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны установления различных видов вознаграждений (табл. 1).
Таблица 1
Плюсы и минусы вознаграждений
Вид вознаграждения | Положительный эффект | Отрицательный эффект |
Фиксированная сумма вознаграждения | Правообладатель (франчайзер) имеет возможность сразу получить прибыль вне зависимости от дохода или наценок пользователя. Пользователь (франчайзи) может сэкономить, приобретая дешевый бренд, поскольку доходы от использования бренда могут значительно превысить расходы на его приобретение | Пользователь (франчайзи) должен единовременно оплатить стоимость франшизы, при этом он на практике может не получить прибыли. Правообладатель (франчайзер) не имеет возможности получить постоянный доход |
Роялти | Правообладатель (франчайзер) имеет возможность постоянно получать доход. Пользователь (франчайзи) может не вынимать единовременно денежные средства из оборота | Пользователь (франчайзи) должен постоянно рассчитывать доход и переводить денежные средства за пользование брендом |
Наценки на оптовую цену | Пользователь (франчайзи) заранее включает наценку в стоимость товаров, что облегчает расчет вознаграждения правообладателю (франчайзеру) | Данный вид вознаграждения используется в случае передачи правообладателем (франчайзером) товаров пользователю (франчайзи). Удорожание товаров может нарушить конкурентное преимущество, поскольку стоимость может значительно вырасти |
Иные формы | Комбинированная форма сложно рассчитывается, поэтому возможны ошибки |
Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:
1. В договоре необходимо установить порядок выплаты вознаграждения.
2. Выплата вознаграждения может содержать положения о предоставлении различного рода скидок.
3. Размер вознаграждения может быть установлен как в рублях, так и в валюте.
Форма выплаты вознаграждения
Выплата вознаграждения может осуществляться в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей. С учетом формулировок, применяемых в договорах коммерческой концессии, доход франчайзера могут составить:
- паушальный платеж - твердо зафиксированная в соглашениях сумма вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок ожидаемого экономического эффекта франчайзи от использования переданных ему исключительных прав (паушальный платеж может производиться как единовременно, так и в рассрочку);
- роялти - периодический платеж за право пользования патентом, изобретением, товарным знаком, фирменным стилем, лицензией на товар или технологию; периодически выплачиваемые отчисления за прокат кинофильмов, выпуск книг, музыкальных дисков и т.д.;
- комбинированные платежи - вознаграждения, совмещающие в себе паушальный платеж и роялти.
Приведем пример положений договора, которые касаются выплаты вознаграждения правообладателю (франчайзеру):
...
Срок уплаты роялти - не позднее 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Суммы роялти не включают в себя налог на добавленную стоимость, который исчисляется и уплачивается Пользователем.
Стороны настоящим соглашаются, что ежемесячное вознаграждение Правообладателя (роялти) за предоставление Пользователю права использования товарного знака определяется Сторонами в размере 7,0% от общего размера валовой выручки за 1 (один) календарный месяц.
...
В договоре может быть определен порядок предоставления прав без дополнительной оплаты:
...
Правообладатель обязуется без дополнительной оплаты:
- передать Пользователю комплект документов (Руководства, Стандарты и пр.), подлежащие передаче Пользователю согласно условиям настоящего Договора;
- провести первоначальное обучение сотрудников Пользователя;
- оказать Пользователю иное содействие в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
...
В целом рекомендуется наиболее полно прописать порядок и формы выплаты вознаграждения, а также зафиксировать, какие услуги предоставляются без выплаты вознаграждения:
1. Пропишите отдельно тот объем прав, который передается за плату, а также права, которые передаются без взимания дополнительной платы.
2. Установите вид оплаты по договору.
Дополнительные условия
Договор коммерческой концессии содержит большое количество дополнительных условий. Среди них нужно выделить следующие:
- условие об обучении;
- условие о страховании;
- условие о маркетинге и проведении рекламы.
Условие об обучении
Многие предпочитают покупать готовые франшизы, так как надеются на успешный опыт и поддержку. Положения о передаче опыта выделяются в договоре отдельными пунктами.
Важно выбрать ту франшизу, где порядок обучения будет прописан более детально. От этого зависит дальнейший успех бизнеса.
...
7.1. Не менее чем за 30 дней до открытия кофейни Правообладатель проводит обучение сотрудников Пользователя, указанных в п. 7.2 Договора. Все расходы, связанные с проживанием, проездом уполномоченных лиц к месту обучения и обратно несет Пользователь. Обучение указанных сотрудников Пользователя, с которыми трудовой договор заключается Пользователем впервые, проводится без дополнительной оплаты, в течение 2-3 недель.
7.2. Предварительно перед проведением обучения Пользователь в письменно согласованные с Правообладателем сроки представит на одобрение Правообладателя не менее трех кандидатур, соответствующих критериям, определяемым Системой, на должность директора, и не менее двух (если иное не предусмотрено дополнительными соглашениями сторон) кандидатур, соответствующих критериям, определяемым Системой, на каждую из следующих должностей:
- шеф-кондитер;
- заместитель директора по залу (менеджер) - 2 человека;
- заместитель шеф-кондитера;
- бар-менеджер.
7.3. Правообладатель утверждает или отклоняет представленных Пользователем кандидатов по результатам собеседования уполномоченных сотрудников Правообладателя с кандидатами. По согласованию с Правообладателем на собеседовании Правообладателя с представленными кандидатами могут присутствовать представители Пользователя.
...
Условие о страховании
В договоре могут быть предусмотрены положения, связанные со страхованием предпринимательского риска.
...
9.1. Пользователю рекомендуется заключить и в течение всего срока действия настоящего Договора обеспечивать действительность договоров страхования имущества, расположенного в помещении кофейни, и самого помещения кофейни на сумму не менее его действительной стоимости, а также риска гражданско-правовой ответственности по обязательствам из причинения вреда здоровью, жизни и имуществу третьих лиц. По запросу Пользователя Правообладатель предоставит рекомендации при выборе вида и размера страхования, а также страховых компаний.
...
На основании ст. 933 ГК РФ по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.
Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен.
Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.
Условие о рекламе и маркетинге в договоре концессии
Рекламные мероприятия в большинстве случаев проводятся за счет правообладателя. Правообладатель имеет собственные требования к маркетингу, например, фирменному стилю. При открытии нового предприятия обычно требуются дополнительные затраты на организацию данного мероприятия. Значит, в договоре нужно оформить соответствующие положения.
...
11.2. За 30 дней до открытия кофейни Пользователь разработает и согласует с Правообладателем локальный маркетинговый план открытия. Пользователь имеет право аккумулировать данные денежные средства и использовать их в течение года в соответствии с согласованным с Правообладателем планом, а также переносить использование части средств на следующий год по согласованию с Правообладателем.
11.3. Правообладатель обязуется обеспечить Пользователю доступ к любым изменениям и обновлениям информации, содержащейся в Стандартах фирменного стиля и Руководстве по маркетингу.
...
В отношении дополнительных затрат целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Оцените дополнительные затраты, связанные с реализацией дополнительных условий (например, расходы на рекламу и страхование).
2. Пропишите вопросы обучения и командирования сотрудников.
3. Оцените риски несоблюдения дополнительных условий (например, несоблюдение фирменного стиля или требований к программному обеспечению).
Учет расходов по франчайзингу
При использовании франчайзинговой схемы возникают дополнительные расходы, в частности, расходы на государственную регистрацию франчайзинга. Как правило, договор франчайзинга регистрирует правообладатель (франчайзер). За регистрацию договора необходимо уплатить патентную пошлину.
К сведению. Расходы по уплате патентной пошлины для целей налогообложения прибыли признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату их начисления. При применении в налоговом учете кассового метода патентная пошлина учитывается в составе расходов на дату ее уплаты.
В компании может быть предусмотрена форменная одежда, закупка которой ляжет на плечи пользователя франшизы. Если форменная одежда передается работникам в собственность, затраты на ее приобретение могут быть учтены на основании подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) как расходы на оплату труда.
Франчайзи, работая под вывеской франчайзера, не должен вызывать подозрения относительно подлинности производимых или перепродаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. В связи с этим франчайзер обучает франчайзи ведению бизнеса. Как правило, такую услугу правообладатель осуществляет за счет пользователя франшизы.
В договоре может быть предусмотрено условие о контроле работы франчайзи. Контроль нужен, чтобы не пострадала репутация торговой марки. По этой причине на определенное время вводятся ревизионные проверки, специалисты контролируют качество предоставляемых работ и услуг.
Безусловно, новую торговую точку, ресторан или компанию, которые входят в группу компаний, необходимо разрекламировать. Рекламой может заниматься как правообладатель, так и пользователь. Данные условия должны быть установлены в договоре.
Порядок уменьшения налоговой базы на рекламные расходы определен в п. 4 ст. 264 НК РФ. Для целей налогообложения нормируемые расходы на рекламу принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
К ненормируемым рекламным расходам относятся расходы на:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках, знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Рассмотрим калькуляцию дополнительных расходов, связанных с франчайзингом (табл. 2).
Таблица 2
Дополнительные расходы, связанные с франчайзингом
Статья расходов | Сумма, руб. |
Уплата государственной пошлины | 10 000 |
Форменная одежда | 70 000 (7 человек по 10 000) |
Обучение ведению бизнеса | 120 000 |
Заработная плата контролирующему персоналу (с учетом страховых взносов) | 600 000 |
Расходы на рекламу | 110 000 |
Итого | 910000 |
Если вернуться к примеру небольшого магазина, который уплатит роялти в размере 2 400 000 руб., то руководству необходимо учесть дополнительные расходы - 910 000 руб. Следовательно, реальные расходы увеличатся до 3 310 000 руб.
На практике могут возникнуть и другие расходы:
- проведение независимого аудита для получения данных о сумме роялти;
- аренда помещений, персонала для проведения обучения;
- разработка программного обеспечения, необходимого для введения стандартов, связанных с брендом;
- расходы на создание системы менеджмента качества;
- представительские расходы.
Рекомендации:
1. Все виды расходов необходимо привести в соответствие с действующими нормами законодательства. Например, расходы на маркетинг или расходы на рекламный фонд могут не учитываться в целях налогообложения.
2. Все сомнительные расходы лучше включить в сумму роялти во избежание споров с проверяющими органами.
Сбытовая функция франчайзинга в части установления поставщиков
Требования к снабжению также могут быть прописаны в договоре концессии. Например, в некоторых договорах устанавливаются утвержденные поставщики:
"Утвержденный поставщик-любой поставщик товаров, работ и услуг, не являющийся назначенным поставщиком, но представленный Правообладателю Пользователем и утвержденный Правообладателем для поставки определенных товаров, работ и услуг для Пользователя с учетом способности поставщика продемонстрировать возможность соблюдения Стандартов, наличия механизмов контроля качества и достаточных возможностей поставлять все необходимое своевременно, надежно и в соответствии со Стандартами и Системой, а также соблюдения любых иных требований Системы, Руководства и Стандартов".
В отдельных случаях при организации сбыта используются только определенные марки, устанавливается единая система поставок.
Чтобы обеспечить предприятие необходимыми материалами, нужно организовать материально-техническое снабжение. Многие компании, правильно спланировав необходимые затраты на материалы, не могут организовать своевременную поставку материалов и проконтролировать поставку.
Почему важно организовать именно поставку материальных ресурсов?
Своевременная поставка позволяет:
- избежать затоваривания склада, случаев простоя, штрафных санкций со стороны контрагентов;
- при поставке некачественного товара вернуть товар ненадлежащего качества и приобрести качественные товары для своевременного исполнения обязательств.
В случае заключения договора франчайзинга возможны три варианта выбора поставщиков:
1) франчайзи самостоятельно выбирает поставщиков;
2) франчайзи выбирает поставщиков, франчайзер их утверждает;
3) поставщиков выбирает франчайзер.
Сегодня существует много методов выбора поставщиков:
- заключение договора с единственным поставщиком, если речь идет, например, об энергоресурсах;
- заключение договора с энергосбытовой компанией;
- приобретение материальных запасов в специализированных компаниях и магазинах;
- проведение тендерных процедур.
Следует отметить, что проведение тендерных процедур урегулировано в законодательстве недостаточно четко. В настоящее время действует только Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), который регулирует вопрос осуществления государственных закупок.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
- конкурсы:
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- аукционы:
- аукцион в электронной форме;
- закрытый аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона N 44-ФЗ запрос котировок - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
При выборе поставщиков нужно ориентироваться на опыт работы на рынке. Ведь часто поставщики, которые работают на рынке непродолжительное время, не могут своевременно исполнить свои обязательства. Кроме того, наличие рекомендаций, сайта компании, отзывов покупателей в Интернете часто говорит о том, что поставщик может выполнять свои обязательства.
При выборе поставщика и заключении договора необходимо уделять внимание даже мелочам. Например, согласно п. 2 ст. 509 ГК РФ на покупателя возложена обязанность соблюдать срок направления отгрузочных разнарядок поставщику, если сторонами избран такой порядок поставки товаров. Если поставщик недопоставил товар или нарушил сроки его поставки вследствие того, что покупатель не направил поставщику отгрузочные разнарядки или нарушил срок их направления, то неустойка за просрочку поставки взысканию с поставщика не подлежит (Постановление ФАС Московского округа от 06.11.2013 по делу N А40-150274/12). Данная особенность также должна учитываться при организации взаимодействия с поставщиками.
Когда понадобится склад?
Склад может понадобиться, если вы открываете магазин, ресторан, кафе. Вряд ли он нужен, если вы открываете по франшизе консалтинговую или аудиторскую компанию.
Обычно необходимость складских помещений в франшизе проговаривается.
Например, вы рассматриваете франшизу создания магазина обуви. В франшизе прямо указаны требования к подсобному или складскому помещению. Наличие подсобного помещения - не менее 15% от общей площади магазина.
Перед заключением договора и приобретением франшизы необходимо уточнить:
- порядок доставки продукции;
- наличие мест для хранения продукции;
- необходимость ведения бухгалтерского учета.
Складское помещение может быть встроенным и отдельно стоящим. Выбирая складское помещение, необходимо обратить внимание, чтобы оно располагалось недалеко от основного производства. В противном случае компания может столкнуться с дополнительными расходами на транспортировку продукции, запасов, сырья.
Вне зависимости от вида производства склад должен отвечать следующим требованиям:
- надежная защита от проникновения посторонних лиц;
- защита от воздействий внешней среды;
- организация правильного хранения продукции в соответствии с выбранным температурным режимом, влажностью воздуха, нормами пожарной безопасности (предотвратит порчу или утрату товара);
- удобное географическое расположение. Нужно учесть удаление от основного офиса, возможность подъезда легкового и грузового транспорта, наличие свободной площадки для маневров транспорта.
Арендуя складское помещение или приобретая его в собственность, необходимо учитывать следующие параметры:
- площадь помещения зависит от предполагаемого количества хранимого товара и его размещения на складе. Если требуется хранить крупногабаритные грузы, то высота потолка и ширина ворот должны быть соответствующих размеров;
- расположение относительно основных транспортных магистралей сделает затраты на транспортировку минимальными;
- вид товара, который будет храниться на складе. С учетом этого параметра выбирают тип и площадь помещения (некоторые товары не требуют особых условий хранения; малогабаритную продукцию можно хранить в коробках, располагая их одна на другой, что значительно экономит место).
Критерии выбора склада:
- отношение к логистическим областям;
- отношение к другим участникам системы логистики;
- форма собственности;
- принадлежность;
- функциональное назначение;
- ассортиментная специализация;
- режим хранения;
- технологическая оснащенность;
- вид складских зданий;
- вид складирования;
- наличие транспортных связей, их тип;
- масштаб деятельности.
Следует обратить внимание на особые требования к складским помещениям, которые предусмотрены законодательно, но отсутствуют в франшизе. Например, есть свои требования к складским помещениям розничных торговых предприятий.
Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки. Согласно ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, специализированный магазин - вид магазина, в котором осуществляют продажу товаров одной группы или ее части.
Складское помещение - специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (п. 91 ГОСТ Р 51303-20).
К подсобным помещениям магазина относятся помещения, предназначенные для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и др. (пп. 94, 95, 97 ГОСТ Р 51303-2013).
Общие требования к размещению организаций общественного питания:
- недопустимость ухудшения условий проживания, отдыха, лечения, труда людей;
- соблюдение гигиенических нормативов уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимых концентраций и ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
- ориентация, размещение производственных и складских помещений, их планировка и оборудование должны обеспечивать соблюдение требований санитарного законодательства, технологических регламентов производства;
- наличие раздельных контейнеров с крышками, установленных на площадках с твердым покрытием для сбора мусора и пищевых отходов;
- площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться со стороны проезжей части автодорог;
- наличие систем внутреннего водопровода и канализации;
- недопустимость сброса в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод и др.
Рекомендации:
1. В договоре концессии должно быть прописано, какие требования устанавливаются применительно к складским помещениям.
2. Учитывайте не только требования договора, но и законодательные требования ГОСТов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Франчайзинг и его роль в развитии бизнеса
Автор
Е.В. Шестакова - генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент", канд. юрид. наук
"Планово-экономический отдел", 2015, N 11