Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 20 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 2330-р.
Необходимость принятия законопроекта определена исходя из опыта Всероссийской переписи населения 2002 года, недостаточности правового регулирования общественных отношений в этой сфере, а также изменений федерального законодательства, принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения, ее финансовом и методологическом обеспечении, обработке полученных сведений, подведении итогов, их официальном опубликовании, хранении переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения.
В законопроекте использована терминология, предусмотренная Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Законопроектом определяются передаваемые Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, касающиеся предоставления помещений для обучения и работы лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения, а также обеспечения транспортными средствами и средствами связи.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с осуществлением указанных полномочий, предусматривается за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, общий объем которых должен определяться по методике, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что контроль за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, а также за расходованием финансовых средств на указанные цели обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения.
Законопроектом предполагается, что при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями предоставляют федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, сведения о муниципальных образованиях, перечне населенных пунктов (административно-территориальных единиц), входящих в состав муниципальных образований, границ муниципальных образований, а органы местного самоуправления обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир, предоставляют данные о количестве жилых и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также оказывают содействие в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законопроектом устанавливается, что от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, полученной в результате проведения Всероссийской переписи населения, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения.
Законопроектом устанавливается также, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, является оператором, организующим и осуществляющим обработку персональных данных лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, а также определяющим цели и содержание указанной обработки. Данная норма базируется на положениях Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Указанные полномочия федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и его территориальных органов, а также средств, предусматриваемых ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроектом предполагается дополнение перечня сведений о населении, содержащихся в переписных листах, сведениями о миграции, уточнение вопросов, касающихся образования, родственных отношений и занятости опрашиваемых, а также введение понятия "домохозяйство".
Законопроектом устанавливается, что формы бланков переписных листов утверждаются Правительством Российской Федерации не позднее чем за 12 месяцев до установленной даты Всероссийской переписи населения.
В целях обеспечения полноты сведений о проживающих в домохозяйствах лицах, в случае их отсутствия в период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении, или их отказа сообщить сведения о себе и о проживающих в домохозяйстве лицах, сбор сведений о населении может быть осуществлен путем их получения из административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Независимо от способов заполнения переписных листов федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, обеспечивается конфиденциальность сведений, содержащихся в переписных листах.
С учетом того, что Всероссийская перепись населения является единственным источником получения информации о национальном составе населения страны, а сведения о национальной принадлежности в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" относятся к специальной категории персональных данных и могут быть обработаны только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, законопроектом предусматривается порядок получения такого согласия. Предполагается, что наличие сведений о национальной принадлежности опрашиваемого в переписном листе является доказательством получения оператором его письменного согласия на обработку этих данных.
В целях полноты и правильности учета населения, а также контроля соответствия внесенной в бланк переписного листа информации по конкретному лицу, законопроектом предусматривается составление списков лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, по каждому жилому помещению и домохозяйству, в которых указываются фамилия, имя, отчество, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) опрашиваемого. Указанные списки составляются по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, и уничтожаются им по достижении цели обработки.
Исходя из целей получения официальной статистической информации, законопроект обеспечивает соблюдение установленных критериев законности действий оператора, связанных с обработкой персональных данных, и вносит соответствующие изменения в статью Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" о гарантиях защиты сведений о населении, содержащихся в переписных листах.
Принятие законопроекта позволит повысить качество итогов Всероссийской переписи населения, что соответствует ее цели - формирование полной и достоверной официальной статистической информации о населении страны, являющейся основой для расчета численности населения в межпереписной период, а также для формирования бюджетов всех уровней и разработки социально-экономических программ.
В правовом отношении будущий закон создаст нормативно-правовую базу для использования различных методов сбора сведений о населении и изменения перечня собираемых данных, расширения полномочий федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, финансирования этих полномочий, осуществления соответствующих прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в связи с передачей полномочий Российской Федерации на подготовку и проведение Всероссийской переписи населения.
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Необходимые расчеты и обоснования финансовых последствий реализации положений предлагаемого законопроекта будут представляться при внесении в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов в связи с проведением очередной Всероссийской переписи населения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.