Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 252345-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания правовых оснований для привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет.
В этой связи предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установить особенности применения некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
1. Централизация в федеральном бюджете доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).
В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, в целях обеспечения привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законопроектом предлагается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) норму о зачислении в федеральный бюджет 100 процентов доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом 5% доходов от уплаты указанного налога подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Количество субъектов Российской Федерации, в которые поступает этот налог, - 32 региона.
При этом общий объем поступлений в региональные бюджеты в 2008 году составил 79,0 млрд. руб., что в среднем по стране составляет 2% налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наибольший объем поступлений сконцентрирован в Тюменской области (более 60% общего объема), значительные поступления налога зачисляются в бюджеты Республики Татарстан (6% общего объема), Оренбургской области (4%) и Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Самарской областей (по 3%).
Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику. В связи с этим доходы от данного источника поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации крайне неравномерно и в большинстве субъектов не оправдывают расходов по их администрированию.
В настоящее время удельный вес налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в налоговых и неналоговых доходах регионального бюджета Тюменской области составляет около 44%, Томской и Оренбургской областей - 9%, Республики Татарстан - 6%, и одномоментное изъятие данного дохода без частичной компенсации приведет к несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях минимизации негативного эффекта для бюджетов субъектов Российской Федерации, в результате внесения предложенных законопроектом изменений для субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается компенсация выпадающих доходов путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджету Тюменской области указанные дотации будут предоставляться в течение 4 лет, при этом в 2010 году компенсация выпадающих доходов составит 100%, в 2011 году - 75%, в 2012 году - 50% и в 2013 году - 25%.
Компенсация выпадающих доходов остальным субъектам Российской Федерации в чьи бюджеты поступали доходы от налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат составит в 2010 году - 60% выпадающих доходов, в 2011 году - 40% и в 2012 году - 20%.
2. Направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в доходы федерального бюджета.
В целях оптимизации доходов федерального бюджета предлагается приостановить с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее - Фонды) на формирование соответствующих Фондов.
В соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации с Банком России и Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фондов перечисляются Банком России в федеральный бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения, а Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния перечисляются в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем указанные доходы направляются на формирование Фондов.
В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами Фондов на формирование соответствующих Фондов, предлагается приостановить с 1 января 2010 года до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 года, а также доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 год.
В течение указанного периода доходы от управления средствами Фондов после их поступления на единый счет федерального бюджета не будут перечисляться на счета по учету средств Фондов, при этом к ним будут применяться общие нормы, установленные Бюджетным кодексом для доходов федерального бюджета.
Указанные меры позволят увеличить доходы федерального бюджета.
3. Увеличение размера прибыли Банка России, перечисляемой в федеральный бюджет.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов предполагается более стабильный и поступательный рост мировой экономики в перспективе на период до 2012 года в сравнении с возможной экономической ситуацией в Российской Федерации в 2010 - 2012 годах.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою деятельность не только на внутреннем рынке, но и представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях, участвует в международной и внешнеэкономической деятельности.
В случае сохранения стабильности мировой экономической системы и прогнозируемых макроэкономических тенденций можно ожидать, что прибыль Банка России в последующие годы сохранится на уровне средних значений 2005 - 2008 годов.
Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что 50% прибыли, полученной Банком России, ежегодно перечисляется в федеральный бюджет.
В целях привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается в 2010 - 2012 годах увеличить до 75% размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.
4. Уточнение подходов к утверждению показателей федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов.
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ) формат показателей федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов уточнен в части планового периода.
Так, указанным Федеральным законом установлено, что ведомственная структура расходов бюджета (в которой отражены бюджетные ассигнования, направляемые на финансовое обеспечение федеральных целевых программ) и детальное распределение ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов будут утверждаться только на 2010 год.
В этой связи, законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца одиннадцатого пункта 2 статьи 205 Бюджетного кодекса в части утверждения приложения к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов по долгосрочным (федеральным) целевым программам на плановый период.
Кроме того, в условиях затрудненной предсказуемости в российской экономике, обусловленной финансовым кризисом, целесообразно приостановить до 1 января 2010 года действие нормы, предусматривающей предоставление одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете перечня публичных нормативных обязательств и расчетов по ним на плановый период 2011 и 2012 годов (абзац десятый пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса).
В силу неопределенности параметров среднесрочного прогнозирования, утверждение федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов приложений, содержащих распределение бюджетных ассигнований по субъектам бюджетного планирования на плановый период 2011 и 2012 годов и по разделам классификации расходов федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов (с отнесением субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов целевого характера на соответствующие разделы классификации расходов федерального бюджета) (часть 3 статьи 3 Федерального закона N 192-ФЗ) нецелесообразно.
В условиях изменяющейся ситуации на мировых рынках и в российской экономике недостаточная реалистичность и надежность показателей, утвержденных этими приложениями, может привести к нарушению принципа достоверности бюджета, установленного Бюджетным кодексом.
Детальная структура расходов федерального бюджета, в разбивке по ведомствам, как это предусмотрено действующим бюджетным законодательством, может быть утверждена только на 2010 год, в этих условиях для планового периода 2011-2012 годов целесообразно ограничиться утверждением основных характеристик федерального бюджета.
В этой связи законопроектом предлагается признать утратившими силу часть 3 статьи 2, часть 3 статьи 3 Федерального закона N 192-ФЗ и приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца второго пункта 7 статьи 145 Бюджетного кодекса в части распределения расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов на плановый период 2011 и 2012 годов при утверждении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем, в составе расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предусматриваются расходы (пенсии, государственные пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского (семейного) капитала и т.д.), безусловное исполнение которых может осуществляться только в случае предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации из федерального бюджета.
В целях создания необходимых среднесрочных ориентиров в области социальной политики для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь предлагается установить, что федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемые из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2011 и 2012 годы.
Такой подход сделает предсказуемыми условия для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, позволит отразить соответствующие объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в доходной и расходной частях бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
5. Иные поправки.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 192 Бюджетного кодекса было установлено, что одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительством Российской Федерации вносятся в Государственную Думу проекты федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году.
Указанная норма статьей 1 Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" признана утратившей силу.
В этой связи в целях соблюдения Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов необходимо признать утратившей силу и норму Федерального закона N 63-ФЗ, которой абзац 2 пункта 5 статьи 192 Бюджетного кодекса был изложен в новой редакции.
Кроме того, в связи с поправкой в абзац 10 пункта 5 статьи 56 Бюджетного кодекса, предложенной законопроектом, в целях соблюдения юридической техники, законопроектом предлагается признать утратившими силу соответствующие нормы Федеральных законов: от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", от 19 декабря 2006 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50, 56 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми вносились изменения в указанную норму.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац 10 пункта 5 статьи 56" следует читать "абзац 10 пункта 2 статьи 56"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
При этом реализация законопроекта позволит увеличить доходную часть федерального бюджета.
1. Централизация в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата) приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году - не менее чем на 46,5 млрд. руб., в 2011 году - не менее, чем на 50,9 млрд. руб., в 2012 году - не менее, чем на 55,0 млрд. руб.
Прогноз основан на отчетных данных об общем объеме поступлений доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в бюджеты субъектов Российской Федерации, который составил в 2008 году 79,0 млрд. руб.
Компенсация выпадающих доходов бюджетам 32 субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Приостановление с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее - Фонды) на формирование соответствующих Фондов позволит увеличить доходную часть федерального бюджета.
В указанном периоде доходы от управления средствами Фондов прогнозируются в следующих объемах:
Доходы федерального бюджета от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
млн. руб.
|
2010 год |
2011 год |
2012 год (до 1 февраля) |
Прогнозируемая величина доходов федерального бюджета от управления средствами Резервного фонда |
36 033,07 |
22 306,28 |
- |
Прогнозируемая величина доходов федерального бюджета от управления средствами Фонда национального благосостояния |
41 848,69 |
64 092,86 |
25 552,57 |
В том числе: |
|
|
|
от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми в Банке России |
23 901,24 |
46 145,41 |
21 016,40 |
от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке |
17 947,45 |
17 947,45 |
4 536,17 |
Указанные меры позволят увеличить доходы федерального бюджета, соответственно, в 2010 году - на 77 881,76 млн. руб., в 2011 году - на 86 399,14 млн. руб. и в 2012 году - на 25 552,57 млн. руб.
3. В случае сохранения стабильности мировой экономической системы и прогнозируемых макроэкономических тенденций можно ожидать, что прибыль Банка России в последующие годы сохранится на уровне средних значений 2005 - 2008 годов. Предлагаемое законопроектом изменение в части перечисления в федеральный бюджет 75 процентов прибыли фактически полученной Банком России позволит дополнительно привлекать не менее 20 млрд. рублей ежегодно.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.