Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует надлежащее правовое регулирование торговой деятельности на потребительском рынке, что сформировало негативную практику отношений отечественного производителя продовольственных товаров и сетевых торговых организаций ограничило возможности развития отечественного продовольственного рынка, влечет неконтролируемый рост цен на продовольственные товары.
Вопросы продовольственной безопасности включены в число приоритетов национальной безопасности РФ, напрямую связаны с экономической, социальной, демографической стратегией развития.
Безопасность, надлежащий ассортимент и ценовая доступность продовольственных товаров, расширение российского потребительского рынка, приоритет отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, развитие конкурентных условий на потребительском рынке являются целью предлагаемого законопроектом правового регулирования.
Концепция законопроекта обсуждалась законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, и получила поддержку ассоциаций ведущих товаропроизводителей.
Предмет правового регулирования законопроекта составляют отношения, связанные с организацией торговли (оптовой и розничной), общественного питания и бытового обслуживания. Юридической основой данных отношений выступают договор розничной купли-продажи, бытового подряда, оказания услуг общественного питания и бытовых услуг. Оптовая торговля является предметом законопроекта не сама по себе, а в той части, в которой товары, приобретенные у оптового продавца, в дальнейшем продаются в розницу, либо используются для оказания услуг общественного питания или работ по бытовому подряду (например, работы по пошиву одежды из материала заказчика). Организация торговой деятельности включает организацию заключения договоров розничной торговли с потребителями, и организацию заключения договоров оптовой поставки (контрактации) в целях дальнейшего использования товара в розничной торговле или общественном питании. Отношения по организации розничных рынков не регулируются данным законом, поскольку есть самостоятельный закон "Об организации розничных рынков и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Для определения посреднической функции организатора торговли на потребительском рынке в законопроекте вводится новый термин "услуги розничной торговли" , под которыми понимается формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажной подготовки, выкладывания товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товаров. Данные услуги составляют сущность деятельности торговой организации (которая с одной стороны является участником оптовой торговли, закупая продукцию у поставщика, а с другой стороны - участником розничной торговли, по реализации товаров, работ и услуг потребителю).
По терминологии законопроекта отношения сетевых торговых организаций и поставщиков являются оптовой (а не розничной) торговлей, поскольку торговая сеть покупает товар для использования его в розничной торговле.
Таким образом, законопроект устанавливает центральный субъект, именуемый организатором торговли на потребительском рынке (причем этот термин включает любого участника - от индивидуального предпринимателя до сетевой торговой организации, осуществляющего закупки товаров для последующей перепродажи потребителям, выполнения работ для потребителей или оказания услуг общественного питания). Организатором торговой деятельности по смыслу законопроекта является также и лицо, оказывающее бытовые услуги населению.
Услуги розничной торговли представляют собой существо деятельности организатора торговли на потребительском рынке (от индивидуального предпринимателя до сетевой торговой организации) и принципиально отличаются от тех услуг, которые оказываются по договору возмездного оказания услуг, поэтому недопустимо возложение расходов на их оказание как на потребителя, так и на оптового поставщика, а условия о необходимости оплаты услуг розничной торговли, являются ничтожными. В особенности это касается сетевых торговых организаций, где данные услуги составляют сущность предпринимательской деятельности осуществляемой ими: такая деятельность осуществляется субъектами торговли на свой риск.
Устанавливается определение сетевой торговой организации - совокупность нескольких юридических лиц, находящихся под общим управлением, осуществляющих торговую деятельность с использованием двух и более торговых объектов, на территории которых осуществляется розничная торговля товарами, выполнение работ или оказание услуг под одним товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным наименованием или коммерческим обозначением и особенности определения доминирующего положения такой организации на рынке товаров, работ и услуг для применения к такой сетевой организации антимонопольного регулирования.
Статья об определениях торговой деятельности построена следующим образом: дается разъяснение только тех определений, которые встречаются в нескольких статьях законопроекта. Понятия, используемые в одной статье, разъясняются в этой конкретной статье.
Закон устанавливает определение оптовой и розничной торговли в зависимости от того, для каких целей (использования в предпринимательской деятельности или для бытовых, семейных, домашних нужд) приобретаются товары.
Участниками отношений в сфере потребительского рынка являются: центральный субъект - организатор торговой деятельности на потребительском рынке, его "оптовый" контрагент - поставщик, и его "розничный" контрагент - потребитель.
Организатор торговой деятельности на потребительском рынке самостоятельно устанавливает цены на розничную продажу товаров, с учетом того, что Правительство РФ может регулировать максимальный размер торговой наценки на продовольственные и медицинские товары и товары (особенности торговли отдельных видов). Законопроект допускает ограничения времени работы крупных торговых объектов для защиты интересов малого бизнеса и торговых объектов, встроенных в многоквартирные дома - для обеспечения интересов проживающих граждан.
Законопроект касается прав потребителя, перечисляя только те из них, которые являются правами потребителя в области организации торговой деятельности. Более детальное регулирование в данном случае нецелесообразно, поскольку содержится в законе о защите прав потребителей.
Статья 10 содержит определение лица, осуществляющего оптовую торговлю для целей законопроекта. Часть 2 статьи 10 содержит перечень негативных практик сетевых торговых организаций в отношениях с оптовыми поставщиками. Данные негативные практики обозначены как обязанности сетевых торговых организаций, что исключает взимание какой-либо платы за их исполнение. Прямое перечисление таких негативных практик позволит применять к сетевым организациям меры антимонопольного регулирования, меры административного взыскания.
Закон устанавливает 2 вида торговых объектов - стационарные и нестационарные. Критериями деления является то, что стационарные объекты являются капитальными постоянными зданиями и строениями. Напротив, нестационарные объекты являются временными, некапитальными строениями, которые могут размещаться как непосредственно на земельных участках, так в стационарных торговых объектах.
Если размещение стационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым органом государственной власти субъекта РФ, то размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основе схемы, утверждаемой органом местного самоуправления.
Осуществление торговой деятельности не требует разрешения государственных органов или органов местного самоуправления, а осуществляется на основе уведомления, форма которого устанавливается Правительством РФ.
Учитывая, что ст. 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" содержит исключение из уведомительного порядка разрешения на осуществление торговой деятельности для товаров, ограниченных в обороте, законопроект сохраняет необходимость получения разрешения на торговлю в случаях, прямо указанных в федеральном законе.
От разрешительной системы следует отграничивать систему учета торговых объектов, которая ныне существует в муниципальных образованиях (учет с бесплатной выдачей свидетельства) - для ее сохранения вводятся положения об обязательности обращения в орган местного самоуправления с заявлением о размещении торговой деятельности в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Закон регламентирует порядок проведения конкурсов и аукционов на размещение нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предметом аукциона и конкурса является право на размещение нестационарного торгового объекта по конкретному адресу, установленному схемой размещения нестационарных торговых объектов. Порядок регламентируется особо и не увязывается с правом на земельные участки и помещения, в которых располагаются нестационарные торговые объекты, поскольку далеко не всегда государственная собственность и муниципальная собственность на землю разграничена, что влечет неопределенность в вопросе о субъекте права собственности.
Закон устанавливает особенности отдельных видов торговой деятельности.
Статья 21 признает ничтожными условия договоров, заключаемых сетевой торговой организацией с лицами, осуществляющими оптовую торговлю, ставящие заключение договора в зависимость от встречного приобретения каких-либо товаров, работ, услуг, взносов в пользу благотворительных организаций, а также условия договоров, устанавливающие плату за исполнение сетевой торговой организацией обязанностей, установленных статьей 10 законопроекта. Ничтожными признаются и условия о дополнительном вознаграждении в пользу сетевой торговой организации, уплачиваемом лицами, осуществляющими оптовую торговлю за достижение или превышение устанавливаемого сетевой торговой организацией уровня товарооборота, либо увеличение динамики товарооборота. Настоящее положение находится в соответствии со ст. 168 ГК, устанавливающей недействительность сделки, противоречащей закону.
Устанавливается обязанность для сетевых торговых организаций публиковать информацию об условиях заключения договоров поставки или контрактации на сайте в сети Интернет, а также предоставлять бесплатно по запросу требованию любого лица, осуществляющего оптовую торговлю, информацию об условиях заключения данной сетевой торговой организацией договоров поставки (контрактации). Данная статья не позволяет сетевым организациям устанавливать одинаковый размер отпускной цены на поставку товаров во все торговые объекты сети, которые находятся на территории различных муниципальных образований, если доставка товаров осуществляется за счет поставщика. Статья позволяет Правительству устанавливать максимальный размер торговой наценки на медицинские товары.
Статья о торговле продовольственными товарами устанавливает виды товаров, относимых к продовольственным, а также устанавливается право Правительства Российской Федерации вводить предельный размер торговой наценки (в том числе по товарам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 164 ГК) на продовольственные товары в зависимости от цены производителя товаров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ч. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ
Закрепляется полномочие Правительства устанавливать типовые договоры между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями.
Регламентируется максимальная отсрочка оплаты поставленных продовольственных товаров - 3 дня для товаров, срок реализации которых составляет мене 72 часов и 10 дней - для всех иных продовольственных товаров. Срок исполнения обязательств может быть установлен законом, на что прямо указывает а. 2 п. 2 ст. 314 ГК, указывая на то, что иной срок исполнения может определяться законом.
Устанавливается норма, которая не может быть изменена договором, о том, что риск случайной гибели, или случайного повреждения товаров, а также любые предпринимательские риски, связанные с реализацией продовольственных товаров, переходят на торговую сеть с момента приемки товара. Соответственно возвращать товары нереализованные товары или требовать от поставщика возмещения стоимости похищенных в сети товаров будет невозможно. Данная норма находится в соответствии со ст. 211 ГК.
Статья 24 устанавливает особенности торговли на оптовых рынках. Регулирование оптовых рынков самих по себе не входит в пределы правового регулирования данным законопроектом, однако, дается определение оптовых рынков и минимальные правила относительно их организации (субъект организации - только юридическое лицо, оптовый рынок не вправе сам выступать собственником продаваемых товаров). Иные особенности организации оптовых рынков следует предусмотреть в отдельном законе или на основе аналогичных по содержанию норм о розничных рынках.
Регулирование торговой деятельности включает саморегулирование - организации в сфере торговли на потребительском рынке вправе объединяться в ассоциации и саморегулируемые организации, которые разделены по видам: в сфере оптовой торговли, в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, в сфере бытового обслуживания.
Допускается общественный контроль за торговой деятельностью под которым понимается контроль со стороны организаций по защите прав потребителей.
Государственное регулирование осуществляет орган, уполномоченный в сфере нормативно-правового регулирования торговой деятельности (Министерство промышленности и торговли). Полномочия органов по государственному регулированию торговой деятельности сформулированы в соответствии с постановлениями Правительства РФ о Министерстве промышленности и торговли, Министерстве сельского хозяйства и Министерстве здравоохранения и социального развития, поскольку функции регулирования отдельных сфер потребительского рынка распределены между этими органами. Закреплена координирующая роль Министерства промышленности и торговли в сфере потребительского рынка.
Закон устанавливает особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности, осуществляемой сетевой торговой организацией (поскольку ни одна торговая сеть не подпадает под 35% долю, необходимую для констатации доминирующего положения предлагается устанавливать ее доминирующее положение на основе товаров, реализованных за финансовый год в объеме, установленном Правительством). Доминирующее положение при торговле социально-значимыми товарами должно определяться как доля в 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных или медицинских товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Законопроект устанавливает также необходимость лицензирования, сертификации отдельных видов товаров.
Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в сфере торговли согласно законопроекту должен осуществляться в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Контроль соответствия деятельности сетевых торговых организаций антимонопольному законодательству осуществляется в порядке, установленном законом "О защите конкуренции".
Финансово-экономическое обоснование
Проекта федерального закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке"
Принятие Федерального закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Законопроект преследует цель систематизации законодательства в области регулирования торговой деятельности на потребительском рынке, не предполагая создание специализированных органов в области регулирования торговой деятельности, специализированных органов по контролю и т.п.
Законопроект устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере торговли в том виде, в котором они предусмотрены абзацами 3 и 4 пункта 1, пунктами 5.2.4-5.2.7, 5.7.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, полномочия органа, уполномоченного в сфере агропромышленного комплекса, установленные пунктами 5.2.9, 5.2.25.23, 5.5.7 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, пунктами 5.2.70, 5.2.100.46, 5.2.100.47, 5.2.48 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Таким образом, данные полномочия укладываются в рамки уже определенных нормативными актами Правительства РФ, поэтому не требуют дополнительного финансирования.
Иные полномочия, предоставляемые Правительству РФ данным федеральным законом содержательно заключаются в осуществлении правового регулирования (разработка классификатора торговых объектов, определение особенностей предоставления отдельных видов услуг)
Мероприятия по контролю предполагается осуществлять также имеющимися федеральными органами: системы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, Федеральной антимонопольной службы. Создание особого органа по контролю в сфере торговли не предусматривается.
Перечень
актов, актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке"
Принятие проекта федерального закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" потребует принятия следующих нормативных актов:
Постановление Правительства РФ о классификаторе видов и типов торговых объектов;
Постановление Правительства РФ о квалификационных требованиях к торговому персоналу;
Постановление Правительства РФ об обеспеченности нормативами торговой площади;
Постановление Правительства РФ о максимальном размере торговой наценки на продовольственные или медицинские товары;
Постановление Правительства РФ о типовом договоре сетевых торговых организаций и лиц, осуществляющих оптовую торговлю;
Постановление Правительства РФ о предельном объеме импортных сельскохозяйственных товаров, реализуемых в сетевой торговой организации;
Постановление Правительства РФ о минимальной доле отечественных продовольственных товаров в общем объеме товаров, реализуемом на оптовом продовольственном рынке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.