Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике и предпринимательству
на проект федерального закона N 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.П. Денисовым, В.А. Семеновым, В.И. Тараниным, А.Н. Хайруллиным, Л.М. Цветовой, Э.Ф. Исаевым, С.Г. Иткуловым, А.Ф. Кнорром и членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Г.А. Горбуновым, С.Ф. Лисовским, В.Н. Плотниковым и А.А. Хаширом
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.П. Денисовым, В.А. Семеновым, В.И. Тараниным, А.Н. Хайруллиным, Л.М. Цветовой, Э.Ф. Исаевым, С.Г. Иткуловым, А.Ф. Кнорром и членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Г.А. Горбуновым, С.Ф. Лисовским, В.Н. Плотниковым и А.А. Хаширом, и отмечает следующее.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует отраслевой специальный законодательный акт в сфере регулирования торговли. Недостаток правового регулирования привел к негативной практике взаимоотношений между субъектами торговой деятельности, прежде всего, между отечественными производителями продовольственных товаров и сетевыми торговыми организациями. Проект федерального закона внесен с целью урегулировать возникающие проблемы и сформировать правовую базу для добросовестного осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с организацией оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Как следует из пояснительной записки, законопроект призван обеспечить безопасность торговли, надлежащий ассортимент и ценовую доступность продовольственных товаров, расширение потребительского рынка, приоритет отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, развитие конкурентных условий в Российской Федерации.
Законопроектом определены основные понятия в сфере торговли, общие принципы организации торговой деятельности на потребительском рынке, определены участники отношений на потребительском рынке, в частности, вводится организатор торговой деятельности с регламентацией его функциональных обязанностей. Прописывается порядок проведения конкурсов и аукционов на право размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также законопроектом регламентируется максимальная отсрочка оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от срока их реализации. Нововведением являются особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности сетевыми торговыми организациями, доминирующим положением которых определяется как 25% от общего объема реализованных или приобретенных за предыдущий год товаров.
Вместе с тем, следует обратить внимание на имеющиеся замечания по тексту законопроекта.
Статьей 1 частью 1 проекта определено, что законопроектом устанавливаются полномочия органов государственной власти в области регулирования торговой деятельности. Вместе с тем рядом положений проекта неправомерно определяются полномочия органов местного самоуправления.
Статьей 4 законопроекта определены основные понятия. Раскрытие понятия "торговой деятельностью" сводится практически к "систематическому заключению договоров розничной купли-продажи_, заключению договоров поставки_". Представляется, что процесс осуществления торговой деятельности значительно шире, чем факт заключения того или иного вида договора. Неправильное изложение и понимание ключевого термина, безусловно, приводит к искажению иной терминологии и законопроекта в целом. По существу, неправильно воспринимается предмет регулирования законопроекта. Кроме этого не ясно, на каком основании в сферу торговли включаются бытовые услуги, в том числе, бытовой подряд.
Под сетевой торговой организацией законопроектом понимается совокупность нескольких юридических лиц, действующих под одним фирменным наименованием, под одним коммерческим обозначением следует согласовать с положениями части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, а также с положениями статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым под коммерческим понимается обозначение, используемое юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческими организациями, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами) для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132), не являющееся фирменными наименованиями и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
В целом, приведенный в ст. 4 ряд терминов не соответствует ГОСТу Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", в связи с чем требуется его серьезная доработка.
Статьей 6 законопроекта в качестве участника торговой деятельности вводится организатор торговой деятельности. Вместе с тем отсутствует понимание статуса организатора торговой деятельности: является ли он самостоятельным участником торговых отношений или орган юридического лица - участника торговых правоотношений.
В абз. 4 ч. 5 ст. 6 проекта используется понятие "торговый объект, встроенный в многоквартирный дом". Однако в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации торговый объект может являться частью многоквартирного дома, т.е. нежилым помещением в многоквартирном доме.
Статья 15 проекта устанавливает уведомительный порядок начала осуществления торговой деятельности. Данная статья подлежит исключению в связи с тем, что данное нововведение уже урегулировано статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Статья 20 проекта "Особенности удаленной торговли" в изложенной редакции является излишней, так как не несет никаких регулятивных норм и уже урегулирована Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Аналогичные замечания по статье 22 "Особенности торговли алкогольной продукцией" - регулируется специальным Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственной регулирования# производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и по статье 23 "Особенности торговли животными" отражены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров_".
Статья 26 "Особенности оказания услуг на потребительском рынке" вводить в проект федерального закона, регулирующий торговую деятельность, считаем нецелесообразным, тем более, что статья не несет в себе правовых новаций.
Статью 27 следует исключить, так как в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" "порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" и, следовательно, не может являться предметом регулирования федерального законодательного акта.
Статья 29 "Общественный контроль", декларирующая проведение общественного контроля гражданами (потребителями) в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", подлежит исключению.
Статьи 33-36 содержат отсылочные нормы.
Действительно, проект федерального закона содержит значительное количество отсылочных норм к действующему законодательству, изобилует экономическими категориями, не применимыми в правовой сфере, часть положений дублирует действующее законодательство Российской Федерации. Стоит заметить, что подобная ситуация сложилась из-за необходимости разработки законопроекта в самые кратчайшие сроки, так как неурегулированность общественных отношений между субъектами торговых отношений значительно осложнила ситуацию в торговле и стала критичной для отрасли.
Обращаем внимание на то, что рассматриваемый законопроект является альтернативным проекту федерального закона N 231757-5 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации, в разработке которого принимали активное участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации - субъекты права законодательной инициативы рассматриваемого законопроекта.
Кроме этого, принципиальные положения, поднимаемые в законопроекте N 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.П. Денисовым, В.А. Семеновым, В.И. Тараниным, А.Н. Хайруллиным, Л.М. Цветовой, Э.Ф. Исаевым, С.Г. Иткуловым, А.Ф. Кнорром и членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Г.А. Горбуновым, С.Ф. Лисовским, В.Н. Плотниковым и А.А. Хаширом, нашли отражение во внесенном Правительством Российской Федерации проекте федерального закона N 231757-5 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.П. Денисовым, В.А. Семеновым, В.И. Тараниным, А.Н. Хайруллиным, Л.М. Цветовой, Э.Ф. Исаевым, С.Г. Иткуловым, А.Ф. Кнорром и членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Г.А. Горбуновым, С.Ф. Лисовским, В.Н. Плотниковым и А.А. Хаширом.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.