Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149566-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан в целях приведения норм федерального законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2001 N 14-П в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками.
Указанным Постановлением Конституционного Суда признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 15 части второй статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", допускающее регулирование конституционного права на помощь адвоката (защитника) ведомственными нормативными актами.
Основываясь на названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим пункт 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, в части установления данным пунктом порядка проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитником (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2007 N ГКПИ07-1188). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2008 N КАС07-730 указанное Решение Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменений.
В результате установленный пунктом 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы запрет проносить на территорию следственного изолятора и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой без разрешения начальника следственного изолятора или лица его замещающего, прекратил свое действие в отношении защитников.
Между тем, согласно статье 3 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации меры пресечения (в том числе заключение под стражу) могут быть избраны в отношении обвиняемого, подозреваемого при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Штатная численность дежурных смен следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не всегда позволяет обеспечить постоянное наблюдение за ходом проведения свидания подозреваемых, обвиняемых с защитниками, так как согласно части первой статьи 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" такие свидания проводятся без ограничения их числа и продолжительности.
В связи с изложенным предлагается внести изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в части включения в нее положений, регулирующих порядок проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками, ранее закрепленных в ведомственном нормативном правовом акте, а также в пункт 15 части второй статьи 16 данного Федерального закона, в части приведения его в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2001 N 14-П.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Внесения изменений в другие законодательные акты также не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.