Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 206644-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005 - 2006 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 1993-р, Минобрнауки России разработало проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", концепция и техническое задание на разработку которого были утверждены протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 26 июня 2006 г. N 20.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения в области научной и научно-технической деятельности и реализации государственной научно-технической политики. Законопроект является специализированным законодательным актом, регламентирующим правовые отношения в области деятельности государственных научных центров Российской Федерации. Действие законопроекта будет распространяться на федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и организации научной и (или) научно-технической сферы.
Законопроектом уточняются положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с целью закрепления возможности научных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности получить статус государственных научных центров Российской Федерации (далее - ГНЦ).
ГНЦ не имеют аналогов в зарубежной правоприменительной практике. В настоящее время во многих странах создаются так называемые "Центры превосходства" для концентрации ресурсов вокруг одного из структурных приоритетов, таких, как быстрое достижение мирового уровня в какой-либо области фундаментальной или прикладной науки либо технологии. Аналогичные задачи призвана решать в Российской Федерации система ГНЦ в соответствующих приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
В число обязательных качественных критериев для присвоения статуса ГНЦ, одобренных Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 5 июля 2007 г. N 1), входит направленность научной и (или) научно-технической деятельности организации на реализацию Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и (или) обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и национальной безопасности и критерий, согласно которому организация является ведущей в реализации одной или нескольких критических технологий и (или) головной организацией по разработке научных (научно-технических) проектов национальной значимости в области обороны и национальной безопасности. Учитывая нарастание темпов процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, возрастание роли акционерных обществ, вносящих существенный вклад в реализацию критических технологий Российской Федерации, и необходимость поддержки их научно-технической деятельности в современных условиях, представляется возможным не ограничивать право научных организаций, выполняющих задания государственного значения и в интересах государства, претендовать на статус ГНЦ по признаку подведомственности федеральному органу исполнительной власти, государственной академии наук или ее региональных отделений.
В соответствии с Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939, статус ГНЦ может присваиваться предприятиям, учреждениям науки и высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание (далее - организации).
В настоящее время статус ГНЦ присвоен 50 научным организациям.
Принимая во внимание высокие требования, предъявляемые к организациям, претендующим на получение статуса ГНЦ, в 2009 году статус ГНЦ не был сохранен за 3 организациями (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 252-р).
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической Политике", в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм данного законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует разработки актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.