Появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения?
Ф.Н. Кадыров,
ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России, г. Москва, Россия
Журнал "Менеджер здравоохранения", N 8, август 2015 г., с. 73-80.
Произошло событие почти "исторического" значения - впервые в здравоохранении появились типовые нормы труда. В рамках резко возрастающей роли нормирования труда этот приказ имеет большие, но порой неоднозначные перспективы. Принятие приказа, утвердившего типовые нормы труда, имеет непростую историю, но явно демонстрирует стремление Минздрава России поддерживать первичное звено здравоохранения.
Статья 161 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает: "Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Указанный порядок был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда".
Однако только спустя более 10 лет, а именно 31 мая 2013 г., приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от N 235 были утверждены "Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные".
В свою очередь, порядок использования типовых норм труда на уровне государственных (муниципальных) учреждений был определен в приказе Минтруда России от 30 сентября 2013 г. N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
В последнее время Минздрав России активно занимается вопросами нормирования, в том числе разработкой типовых норм труда. Минздравом России издан приказ от 2 июня 2015 г. N 290н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога" (далее - Приказ N 290н). Это первые появившиеся типовые нормы труда в сфере здравоохранения.
Закономерно возникает вопрос о том, каков статус этих норм, насколько они обязательны для исполнения?
На эти вопросы в Приказе N 290 был дан четкий ответ. Пункт 2 устанавливал: "Нормы времени носят рекомендательный характер, являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, и не применяются для определения времени приема врачом-специалистом конкретного пациента".
Однако Минюст России не зарегистрировал приказ в данной редакции, посчитав недопустимым устанавливать нормативным актом федерального органа исполнительной власти нормы труда, носящие рекомендательный характер.
Минздрав России внес изменения в свой приказ, исключив фразы, выделенные выше курсивом. В итоге пункт 2 был изложен в следующей редакции: "Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях".
Тем не менее Минздрав России придерживается четкой позиции - типовые нормы труда носят рекомендательный характер. [7]
Да и в самом тексте приказа имеются положения, свидетельствующие об этом. Речь идет о том, что нормы времени могут корректироваться "с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения".
Далее. При корректировке Приказа N 290н был также исключен пункт 6 следующего содержания: "Нормы времени при посещении одного пациента на дому с учетом времени, затрачиваемого на дорогу к месту проживания пациента (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового - 30 минут;
б) врача-терапевта участкового - 30 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) - 33 минуты".
Следует обратить внимание на то, что в отношении этого пункта 6 в Приказе N 290н имеется неточность - пункт был удален, нумерация пунктов изменилась, а ссылки на нормы времени на посещение на дому (на прежний пункт 6) сохранились. Кстати, в п. 1 сохранилась также утратившая смысл фраза о том, что утверждены типовые нормы времени "при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому" - в новой редакции приказа нет норм времени при посещении на дому.
Однако исключение пункта 6 вряд ли стоит рассматривать как серьезную проблему - нормы времени при посещении пациента на дому врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым и ранее составляли 30 минут. [5]
Следует добавить следующее. Вышеуказанная возможность корректировки норм времени с учетом плотности проживания актуальна прежде всего для норм времени при посещении пациента на дому. Поэтому вынужденные корректировки приказа отчасти нарушили его общую логику.
С учетом доработок Приказа N 290н он был зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2015, регистрационный N 38647). В настоящее время этот приказ вступил в силу.
Актуальным является вопрос: достаточно ли отводится времени для врачебных приемов в соответствии с только что появившимися типовыми нормами?
Как говорится, все познается в сравнении. Какими ранее были типовые нормы труда? Уже отмечалось, что раньше типовых норм труда в здравоохранении не было вообще.
Для врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, нормы времени (в виде числа посещений на 1 час работы) были утверждены приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" (приложение N 59). В последующем, в связи с расширением прав главных врачей, приказом Минздрава СССР от 22.07.1987 N 902 данные нормы были признаны утратившими силу, однако продолжали использоваться в качестве информационных материалов для расчетов потребности во врачебных кадрах, необходимых для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. [7]
Сопоставление норм времени на врачебный прием в соответствии с рассматриваемыми приказами приведено в Таблице 1.
Таблица 1
Сопоставление норм времени на врачебный прием в соответствии с различными приказами
Врачи, ведущие амбулаторный прием | Нормы времени в соответствии с приказом: | |
Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 | Минздрава России от 2.06.2015 N 290н | |
врач-педиатр участковый | 12 | 15 |
врач-терапевт участковый | 12 | 15 |
врач общей практики (семейный врач) | - | 18 |
врач-невролог | 7,5 | 22 |
врач-оториноларинголог | 7,5 | 16 |
врач-офтальмолог | 12 | 14 |
врач-акушер-гинеколог | 12 | 22 |
Как видим, нормы времени, установленные в качестве типовых норм, стали гораздо более "комфортными" для работников.
Можно сказать, что появившиеся типовые нормы - это определенный компромисс, неизбежный в нынешней ситуации. С одной стороны, качественное оказание медицинской помощи требует увеличения времени на врачебный прием (что объективно подтверждается результатами фотохронометражных наблюдений, послуживших основой для принятия приказа). Увеличение времени на врачебный прием - это одновременно еще и мера, направленная на снижение необоснованных различий в интенсивности труда отдельных работников (у работников первичного звена она, как правило, очень высока), что должно способствовать улучшению условий труда этих специалистов и, как следствие, сделать работу более привлекательной, привлечь молодые кадры.
С другой стороны, увеличение времени на врачебный прием означает уменьшение нагрузки (числа посещений на каждого из них) и, соответственно, рост потребности в кадрах, в финансовых ресурсах (в условиях, когда обеспечить предусмотренный Указами Президента уровень заработной платы даже имеющихся сотрудников не всегда удается). Более того, введение новых норм труда приведет к резкому (порой формально многократному) росту дефицита кадров. Арифметика простая: если на 10 ставок имеется 8 сотрудников, то дефицит составляет 2 ставки. Если нормы времени увеличить лишь на 20% (соответственно, определяя потребность во врачебных кадрах в 12 ставок), то дефицит составит 4 ставки, то есть увеличится в 2 раза по сравнению с первоначальным. Путем передергивания фактов это может быть использовано для критики Минздрава России и руководства страны.
Поэтому нужно отдать должное Минздраву России, принявшему непростое для себя решение. Но это правильное решение, отражающее общую стратегию на развитие первичного звена. Без этого шага трудно было бы рассчитывать на успех реформ.
Как на практике могут использоваться типовые нормы труда?
Пунктом 9 "Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях" (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. N 504 определено: "На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:
- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ".
В Методических рекомендациях приведены примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
Как видим, у учреждений здравоохранения имеется достаточно много возможностей для применения на практике типовых норм труда.
Тем не менее следует отметить, что утвержденные типовые нормы - это нормы на перспективу. Они носят рекомендательный характер и субъекты (в том числе в рамках тарифных соглашений), а также конкретные учреждения сами решают для себя: есть ли возможность (как финансовая, так и кадровая, организационная - в виде кабинетов для дополнительных врачей и т.д.) для введения этих норм труда.
Поэтому хотелось бы предостеречь как учреждения, так и конкретных работников от надежд на то, что "с сегодня на завтра" все нормы труда (времени, нагрузки, численности и т.д.), тарифы, подушевые нормативы и т.д. будут пересмотрены с учетом данного приказа.
Типовые отраслевые нормы времени носят рекомендательный характер и предназначены для определения потребности во врачебных кадрах в рамах формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации, а также для установления конкретных норм труда врачей-специалистов, принимаемых работодателем непосредственно в медицинских организациях локальными нормативными актами с учетом организационно-технических условий и мнения представительного органа работников, что предусмотрено статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации. [7]
Поэтому типовые отраслевые нормы времени должны быть адаптированы на уровне медицинской организации в том числе путем проведения собственных хронометражных исследований деятельности соответствующих врачей-специалистов.
Типовые отраслевые нормы времени, утвержденные приказом, разработаны Минздравом России в соответствии со статьей 161 Трудового кодекса Российской Федерации по результатам фотохронометражных исследований деятельности указанных врачей-специалистов, проведенных в 2014 году Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в пилотных субъектах Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что подобные фотохронометражные исследования для целей нормирования труда медицинских работников не проводились в отечественном здравоохранении с 70-х годов и с 2014 года возобновились на плановой основе.
В 2015 году в пилотных субъектах Российской Федерации проведены фотохронометражные исследования, по результатам которых разрабатываются типовые отраслевые нормы времени на посещение одним пациентом врача-эндокринолога, врача-кардиолога, врача-стоматолога-терапевта.
В 2016 году планируется проведение фотохронометражных исследований деятельности врачей-фтизиатров, врачей-дерматовенерологов, врачей-эндоскопистов, врачей-хирургов и последующая разработка типовых отраслевых норм времени приема одного пациента в медицинских организациях указанными врачами-специалистами. [7]
По поводу принятия Приказа N 290н на сайте Минздрава России опубликован пресс-релиз.
Ниже приводится текст Приказа N 290н.
Приказ от 2 июня 2015 г. N 290н
"Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога"
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда";
3. Приказ Минтруда России от 31 мая 2013 г. N 235 "Об утверждении методических рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда";
4. Приказ Минтруда России от 30 сентября 2013 г. N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях"
5. Приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений";
6. Минздравом России издан приказ от 2 июня 2015 г. N 290н. "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога";
7. http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/09/10/2530-vstupil-v-silu-prikaz-minz drava-rossii-utverzhdayuschiy-tipovye-otraslevye-normy-vremeni-posescheni ya-patsientom-ryada-vrachey-spetsialistov.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru