Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 199063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательной Думой Хабаровского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 199063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательной Думой Хабаровского края и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, рассматриваемый законопроект разработан в целях уточнения и расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. При этом авторы законопроекта указывают на то, что действующие нормативы стоимости (таксы), установленные приказами Минприроды России от 04 мая 1994 года N 126 и от 28 апреля 2008 года N 107, не учитывают того, что объекты животного и растительного мира могут быть отнесены к редким и исчезающим видам на территории конкретного региона и занесены в Красную книгу субъекта Российской Федерации. В этой связи авторы считают целесообразным установление нормативов стоимости (такс) для исчисления размера вреда, причиненного объектам, отнесенным к редким и исчезающим видам, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом ценности этих объектов.
С этой целью авторами предлагается внести соответствующие изменения в статью 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", а также статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации и абзац девятый статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Необходимо отметить то, что при этом Законодательной Думой Хабаровского края неверно толкуется правовое содержание понятия "иных нормативов в области охраны окружающей среды", поскольку в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об охране окружающей среды", иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также оценки качества окружающей среды. Тем не менее, в пояснительной записке, авторами к их числу причислены нормативы стоимости (таксы) для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного и растительного мира и среде их обитания.
Также необходимо отметить то, что в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Так в настоящее время для оценки ущерба, причиненного объектам животного и растительного мира используется методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденная Госкомэкологией России 28 апреля 2000 года, а также методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273. При этом ни в одной из них при исчислении размера вреда не используются нормативы в области охраны окружающей среды
Таким образом, поставленный авторами законодательной инициативы вопрос урегулирован законодательством Российской Федерации, а предложенный механизм не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
На законопроект поступили отзывы из 6 субъектов Российской Федерации. При этом ни один из субъектов не высказал свое отношение к законопроекту в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 199063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.