Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 199063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Законодательной Думой Хабаровского края
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях уточнения и расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 6.1 Федерального закона "О животном мире", дополнив перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира полномочием по утверждению такс и иных нормативов для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации, и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания).
Из предлагаемого законопроектом положения остается не ясным, о каких иных нормативах помимо такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, идет речь. В соответствии с законодательством об охране окружающей среды и об охране и использовании животного мира для исчисления ущерба и вреда окружающей среде, в том числе животному миру, утверждаются таксы и методики, а не "иные нормативы".
Статьей 2 законопроекта предлагается в абзац девятый статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" внести дополнение, предусматривающее полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению не только нормативов качества окружающей среды, но и иных нормативов, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Согласно пояснительной записке к законопроекту внесение данного изменения будет являться правовым основанием для утверждения такс и иных нормативов для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации, и среды их обитания, поскольку авторы законопроекта относят указанные нормативы стоимости (таксы) к числу иных нормативов в области охраны окружающей среды, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Приведенные в пояснительной записке доводы не могут быть поддержаны, поскольку предусмотренное Федеральным законом "Об охране окружающей среды" нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" уже установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Предлагаемое статьей 3 законопроекта дополнение статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации положением об отнесении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждения такс и методик исчисления размера вреда, причиненного незаконным добыванием или уничтожением лесных насаждений, противоречит статьям 81 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 38 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Согласно части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно примечанию к статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации размер ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам.
Также необходимо отметить, что законопроект не предполагает внесения изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которой устанавливается исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.