Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217052-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)"
Досье на проект федерального закона
Разработка законопроекта, регулирующего отношения, связанные с созданием механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций, в том числе посредством консолидации мнений владельцев облигаций, предусмотрена пунктом 9 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 6 ноября 2008 г.
Проектом федерального закона предусмотрено создание дополнительных механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций. Действие законопроекта будет распространяться на организации, осуществляющие эмиссию облигаций, владельцев облигаций, а также иных участников отношений, связанных с эмиссией облигаций.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что в последние годы российский рынок корпоративных облигаций стремительно развивался. При этом по мере увеличения количества эмитентов и выхода на рынок все новых заемщиков происходило снижение кредитного качества обращающихся на нем долговых ценных бумаг, что существенно увеличивает риски потенциальных дефолтов и неисполнения эмитентами обязательств перед владельцами облигаций. Особенно остро этот вопрос может встать сейчас в связи с международным финансовым кризисом, следствием которого является утрата значительным числом российских компаний возможности рефинансирования.
Законопроект предусматривает введение общепризнанных механизмов, основанных на институте "представителя владельцев облигаций", призванного обеспечить надлежащий контроль за исполнением эмитентом облигаций своих обязательства, и институте "общего собрания владельцев облигаций", направленного на выработку владельцами облигаций единого решения по вопросам, связанным с исполнением обязательств по облигациям. Законопроектом также устанавливаются иные механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций.
В частности, законопроектом устанавливается процедура досрочного погашения облигаций как по усмотрению эмитента, так и по требованию владельцев облигаций. Проект федерального закона определяет, что в решении о выпуске облигаций, предусматривающих возможность их досрочного погашения, должны быть определены сумма (порядок определения суммы), выплачиваемая по каждой облигации при досрочном погашении, а также порядок такого погашения. При этом законопроектом устанавливаются требования в части определения суммы, выплачиваемой при досрочном погашении по усмотрению эмитента, а также при досрочном погашении по требованию владельцев облигаций в случаях, когда право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения возникает в силу закона.
С целью исключения злоупотреблений при осуществлении досрочного погашения, а также обеспечения равенства прав всех владельцев облигаций при досрочном погашении облигаций законопроектом закрепляется обязанность эмитента выплачивать соответствующие суммы только после окончания срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о досрочном погашении облигаций, а в случае невозможности исполнения в полном объеме обязательств, связанных с досрочным погашением облигаций, перед всеми владельцами облигаций, заявившими соответствующие требования, эмитент обязывается исполнять такие обязательства пропорционально заявленным требованиям. Такой подход позволит исключить случаи, когда отдельные владельцы облигаций получают выплаты в полном объеме, в то время как остальные владельцы облигаций получают выплаты лишь частично, либо вообще не получают ничего.
Для обеспечения единого подхода в отношении всех владельцев облигаций законопроектом устанавливаются особенности предъявления владельцами облигаций самостоятельных требований к эмитенту в случаях, когда назначен (избран) представитель владельцев облигаций или по соответствующему вопросу принято решение общим собранием владельцев облигаций.
Проектом федерального закона предлагается дифференцированных подход в части назначения (избрания) представителя владельцев облигаций в зависимости от того, является ли публичным размещение облигаций. Так, обязательным является назначение представителя владельцев облигаций только в случае публичного размещения облигаций (размещения облигаций путем открытой подписки). В иных случаях эмитент или владельцы облигаций сами вправе принять решение о целесообразности назначения (выбора) представителя владельцев облигаций.
Проектом федерального закона устанавливаются требования к лицам, осуществляющим функции представителя владельцев облигаций, порядок замены представителя облигаций и оплаты его услуг, а также определяются права и обязанности указанного лица, его ответственность перед владельцами облигаций. В то же время законопроект в части регулирования деятельности представителя владельцев облигаций в основном содержит диапозитивные нормы, которые могут быть изменены решением о выпуске облигаций либо решением общего собрания владельцев облигаций.
Поскольку в части облигаций с ипотечным покрытием функции, аналогичные функциям представителя владельцев облигаций, осуществляет специализированный депозитарий ипотечного покрытия, соответствующие положения законопроекта не распространяются на облигации с ипотечным покрытием.
В связи с введением института "общего собрания владельцев облигаций" законопроектом устанавливаются общие требования к порядку его подготовки, созыва и проведения.
Согласно проекту закона общее собрание владельцев облигаций может быть созвано эмитентом на основании его собственной инициативы, требования представителя владельцев облигаций, а также лица (лиц), являющегося владельцем не менее чем 10 процентов находящихся в обращении облигаций.
Общее собрание владельцев облигаций принимает решения по вопросам об утверждении изменений и дополнений в решение о выпуске облигаций, о досрочном погашении облигаций, об обращении взыскания на заложенное имущество или предъявлении требований поручителю или гаранту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с обеспечением, о предоставлении эмитенту отсрочки исполнения обязательств по облигациям с уплатой установленных процентов за время отсрочки, о согласовании условий прекращения обязательств эмитента перед владельцами облигаций, о замене представителя владельцев облигаций, об отзыве требования представителя владельцев облигаций или владельца (владельцев) облигаций о досрочном погашении обязательств и по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и (или) решением о выпуске облигаций.
Учитывая особый порядок учета прав на документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованных хранением, законопроектом предусматривается специальный порядок направления сообщения о проведении общего собрания владельцев облигаций и бюллетеней для голосования для владельцев указанных облигаций. Предлагаемый порядок предусматривает направление указанных документов владельцам облигаций через депозитарий, осуществляющий централизованное хранение указанных облигаций.
Основываясь на правоприменительной практике по общим собраниям акционеров, проект федерального закона устанавливает, что голосование на общем собрании владельцев облигаций осуществляется только бюллетенями для голосования, а также закрепляет процедуру, предусматривающую, что подлинность подписи владельцев облигаций - физических лиц на бюллетене для голосования должна быть заверена нотариально или профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. В случае принятия общим собранием владельцев облигаций соответствующего решения самостоятельные требования владельцев облигаций подлежат удовлетворению только в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом.
В связи с введением института "общего собрания владельцев облигаций" законопроектом вносятся необходимые коррелирующие изменения в нормы о порядке обращения взыскания на имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, и предъявления требований поручителю или гаранту по облигациям, исполнение обязательств по которым обеспечивается поручительством или гарантией.
Поскольку общее собрание владельцев облигаций вправе согласовать эмитенту изменения в решение о выпуске облигаций, которые позволят урегулировать возникшие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций, а также учитывая необходимость внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг в ряде иных случаев, проектом федерального закона вводится процедура внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг. При этом, представляется необходимым законом ограничить перечень случаев, в которых в указанные документы могут вноситься изменения.
Проект федерального закона включает в себя также переходные положения, позволяющие в отдельных случаях применить нормы законопроекта к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Указанные положения, в частности, позволят проводить общие собрания владельцев облигаций и при необходимости вносить изменения в решение о выпуске облигаций и в части облигаций, решение о выпуске которых зарегистрировано ранее - до введения законопроекта в действие.
При разработке законопроекта был учтен опыт, наработанный ведущими иностранными государствами в сфере повышения уровня защиты владельцев облигаций посредством их организации.
Так, немецким законодательством очень подробно детализированы вопросы, связанные с собранием облигационеров. Согласно законодательству Германии объединение облигационеров составляет единый орган, чьи решения обладают обязывающей для всех облигационеров силой. Этому органу не предоставляется статус юридического лица, равно как другой специальной правовой формы. Облигационеры действуют через собрание и при необходимости еще и через общего представителя. В законе прямо установлены ограничения, в рамках которых собрание облигационеров может принимать решения, но одновременно предусмотрено, что полномочия собрания владельцев облигаций и их представителей никак не могут быть ограничены учредительными документами компании - эмитента.
Детальное регулирование организации облигационеров предусмотрено и в испанском законодательстве о корпорациях. В частности, испанское законодательство содержит положение о том, что собрание облигационеров одобряет требование об обращении взыскания на заложенное имущество. Соответствующим законом на эмитента облигаций возложена обязанность по покрытию расходов, связанных с проведением собрания облигационеров, которые не должны превышать 2 процентов от суммы годовых процентов по облигациям.
Институты "представителя владельцев облигаций" и "общего собрания облигационеров" предусмотрены и французским законодательством. Так, Коммерческий кодекс Франции устанавливает требования к лицам, выполняющим функции представителя владельцев облигаций, предусматривает обязательное назначение представителя владельцев облигаций по облигация, размещаемым по публичной подписке. В соответствии с французским законодательством представитель владельцев облигаций, уполномоченный общим собранием облигационеров, обладает исключительным правом предъявлять от имени владельцев облигаций любые иски, имеющие целью защиту общих интересов владельцев облигаций.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумагах" позволит обеспечить выпускам облигаций стабильность и долгосрочность, повысит доверие инвесторов, а также даст возможность урегулировать возникающие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций на основе учета интересов большинства владельцев облигаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия актов федерального законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.