Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 240010-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 24 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 1914-р, в части уточнения функций органов государственной власти федерального и регионального уровней в области использования, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов.
В настоящее время федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в качестве основной цели определяют правовой статус континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в пределах указанных морских районов и континентального шельфа, устанавливают порядок и процедуры их осуществления.
В то же время многие положения указанных федеральных законов подразумевают в качестве другой важной цели сохранение морской среды и ее природных ресурсов. Природоохранная задача действующей редакцией рассматриваемых федеральных законов в целом реализуется, но не в полной мере последовательно.
Предусмотренные законопроектом изменения восполняют указанный пробел с учетом специфики правового статуса внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Более детально сформулированы принципы охраны морской среды и ее природных ресурсов, основы регулирования экономической деятельности во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне по экологическим основаниям, в том числе в части запрета любой хозяйственной деятельности, которая может нанести ущерб особо охраняемым природным территориям, а также запрета хозяйственной деятельности в рыбохозяйственных заповедных зонах.
В целях исключения дублирования нормы общего регулятивного характера предусматривается изъять из указанных федеральных законов и, при необходимости, заменить отсылочными нормами на соответствующее законодательство.
В частности, вопрос о платности пользования морскими биологическими ресурсами и порядок установления платы за пользование этими ресурсами регулируется Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ). Предлагается также исключить нормы, являющиеся предметом регулирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Рассматриваемые федеральные законы не предусматривают ограничений субъектного состава пользователей участков недр во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации. В этой связи эти федеральные законы приводятся в соответствие с Законом Российской Федерации "О недрах" и с учетом положений Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Законопроектом также предлагается привести виды пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации в соответствие с законодательством о недрах, а также урегулировать процедуры выемки и сброса грунта на морском дне.
Кроме того, законопроектом предлагается развить нормы данных федеральных законов, регламентирующие дополнительные условия, подлежащие включению в лицензию на пользование недрами внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, закрепляющие особенности осуществления недропользования на соответствующих территориях, а также регламентирующие осуществление буровых работ, строительство и эксплуатацию искусственных островов, сооружений и установок при осуществлении работ, связанных с недропользованием.
Уточняются положения статьи 8 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", регламентирующие включение в лицензию на пользование недрами указание на право пользователя недр осуществлять буровые работы, создавать и использовать искусственные острова, сооружения и установки, прокладывать подводные кабели и трубопроводы в соответствии с проектной документацией на осуществление таких работ на континентальном шельфе.
В статье 9 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" уточняется порядок производства буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации.
Предлагается установить, что буровые работы на континентальном шельфе могут производиться для любых целей, не противоречащих федеральным законам и международным договорам Российской Федерации, а также определить нормы прямого действия, устанавливающие требования к условиям производства буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации, включая сведения о типе и технических характеристиках буровых платформ и иного оборудования, используемого для производства буровых работ, сведения о соответствии буровых и тампонажных растворов требованиям в области охраны окружающей среды, информацию о мерах по предотвращению загрязнения окружающей среды, включая морскую среду и природные ресурсы континентального шельфа Российской Федерации, и о мерах по снижению и компенсации ущерба окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам. При этом предусматривается, что порядок выдачи разрешений на производство буровых работ для целей, не связанных с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и разработкой минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, установит Правительство Российской Федерации.
Уточнение порядка производства буровых работ необходимо для снятия излишних административных барьеров при осуществлении недропользования на участках недр континентального шельфа для обеспечения развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы путем включения в законодательство норм, регламентирующих закрепление в проектной документации условий производства буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации.
Отдельные положения федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", в том числе по нормированию качества окружающей среды, приводятся в соответствие с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Кроме того, законопроект направлен на поддержание положений и на реализацию прав и выполнение обязательств Российской Федерации по международному морскому праву, прежде всего Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г., в том числе на обеспечение целостности государственного управления морской деятельностью.
Перечень актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок выдачи разрешений на производство буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации.
Обоснованием необходимости подготовки является определение процедуры получения разрешения на производство буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации для целей, не связанных с осуществлением регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Постановление установит порядок выдачи разрешения на производство буровых работ, включающий цели, для которых эти работы могут производиться, субъектный состав лиц, которые могут производить буровые работы, наименование федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать разрешения в зависимости от целей производства буровых работ, содержание и срок направления запросов заявителями, сроки рассмотрения запросов и направления соответствующих уведомлений и извещений, сроки согласования запросов и условий производства буровых работ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также оформления и направления заявителям разрешений или мотивированных отказов. Кроме того, в постановлении будут установлены требования к содержанию разрешения, основания, по которым в выдаче разрешения может быть отказано, а выданное разрешение подлежит аннулированию, а также предусматриваться ведение федеральными органами исполнительной власти реестра выданных и аннулированных разрешений.
Сроки подготовки будут определены после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минобороны России, Минтранс России, Минобрнауки России, ФСБ России, Росрыболовство.
2. Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе.
Обоснованием необходимости подготовки является определение процедуры выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе для целей, не связанных с осуществлением регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Постановление установит порядок выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, включающий цели, для которых эти работы могут производиться, субъектный состав лиц, которые могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы, наименование федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать разрешения в зависимости от целей прокладки подводных кабелей и трубопроводов, содержание и срок направления запросов заявителями, сроки рассмотрения запросов и направления соответствующих уведомлений и извещений, сроки согласования запросов и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также оформления и направления заявителям разрешений или мотивированных отказов. Кроме того, в постановлении будут установлены требования к содержанию разрешения, основания, по которым в выдаче разрешения может быть отказано, а выданное разрешение подлежит аннулированию, а также предусматриваться ведение федеральными органами исполнительной власти реестра выданных и аннулированных разрешений.
Сроки подготовки будут определены после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минобороны России, Минтранс России, Минкомсвязь России, ФСБ России, Росрыболовство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.