Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 154997-5 "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава 48 "Страхование" принятой в 1996 году части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ранее - Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), принятый в 1992 году, регулирование отношений по обязательному страхованию осуществляли (и осуществляют в настоящее время) исходя из принципов, выработанных на основе представлений тех периодов. Между тем практика развития страхового дела в России и правовое регулирование обязательного страхования внесли много новелл, которые нашли свое отражение в ряде действующих федеральных законов, что требует устранения ряда возникших коллизий.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений связано с тем, что наряду со специальными законами о конкретных видах обязательного страхования (например, Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"), которые содержат как указание на обязанность лица страховать, так и определяют весь объем условий обязательного страхования, появился ряд федеральных законов, которые не являются в собственном смысле этого слова законами о конкретных видах обязательного страхования (например, статьи 131-135 Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "Об оценочной деятельности" и другие), но содержат нормы, касающиеся обязательного страхования. Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обязательное страхование может вводиться только федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Такое положение вызывает определенные юридические проблемы как в правоприменительной практике, так и в дальнейшем правовом регулировании обязательного страхования.
Практика законодательного регулирования обязательного страхования и применения его норм показала, что необходимо прийти к единому пониманию "обязанности лица страховать". А именно, такая обязанность может быть возложена на лицо не только федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, но и иным федеральным законом. При этом условия обязательного страхования могут устанавливаться как федеральным законом, так и в установленном им порядке осуществления обязательного страхования (см., например, Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263).
В этой связи законопроектом предлагаются изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устраняют имеющиеся различия и устанавливают единый подход к законодательному регулированию обязательного страхования.
Законопроектом также предлагается возложить законом обязанность страховать имущество на случай пожара и иных опасностей (изменения в статью 935 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное предложение по сути является одной из форм реализации предусмотренного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище. При утрате жилья в результате пожара десятки тысяч людей остаются без крыши над головой, а государство не всегда имеет возможность компенсировать утрату жилья. Введение обязательного страхования имущества от пожаров позволит переложить расходы, связанные с восстановлением утраченного жилья, на страховые компании, что станет дополнительной возможностью реализации права на жилище и снимет не только социальную напряженность, возникающую из-за повреждения или утраты жилья, но и уменьшит расходы бюджета на восстановление ущерба от событий, которые будут являться страховыми случаями.
Кроме того, в настоящее время действует свыше 40 федеральных законодательных актов, которые содержат лишь указание на обязанность лица страховать (например, статья 13 Федерального закона "Об актуарной деятельности") либо некоторые условия обязательного страхования, но не определяют требуемый законом порядок осуществления обязательного страхования в целом, в связи с чем такие декларативные нормы о страховой защите на практике не реализуются.
В этой связи законопроектом (статья 3) предлагается норма, согласно которой обязательное страхование, установленное федеральными законами, принятыми до вступления в силу предлагаемого федерального закона, в которых не определены условия обязательного страхования, предусмотренные пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", должно осуществляться в соответствии с правилами обязательного страхования, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.