Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 180881-5 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации по вопросам усыновления, опеки и попечительства", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статью 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации изменения, согласно которым опекунами и попечителями, а также усыновителями не могут быть назначены граждане, имеющие на момент установления опеки (попечительства) или усыновления судимость за преступление против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Предлагаемые изменения, направленные на установление дополнительных гарантий безопасности усыновляемых детей, а также граждан, в отношении которых устанавливается опека или попечительство, поддерживаются.
Вместе с тем в связи с внесением дополнения в пункт 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", предусматривающим, что опекуном (попечителем) не может быть назначен гражданин, имеющий судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, возникло расхождение между пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для устранения возникшего несоответствия между указанными нормами необходимо в статье 2 законопроекта предусмотреть внесение изменения в пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно дополнить его словами: "а также лица, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, против семьи и несовершеннолетних, преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности".
Кроме того, законопроектом предусматривается внести в пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации изменение, согласно которому лица, не имеющие постоянного места жительства, не назначаются опекунами или попечителями.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемая норма направлена на обеспечение соблюдения требования пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Следует иметь в виду, что безвозмездная опека или попечительство над ребенком в большинстве случаев оформляется его совершеннолетними родственниками (бабушкой, сестрой, тетей и т.п.), ближайшие из которых имеют преимущественное право быть опекуном или попечителем ребенка перед всеми другими лицами. Введение дополнительных требований в отношении их места жительства может привести к тому, что возрастет количество детей, помещаемых в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В законодательстве Российской Федерации не содержится норм о том, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, должны проживать исключительно в жилом помещении, которое является местом жительства опекуна или попечителя. Кроме того, в пункте 1 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
К тому же законопроект не учитывает, что допускаются при определенных условиях совместное проживание опекуна или попечителя в жилом помещении, принадлежащем подопечному (часть 4 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"); назначение нескольких опекунов или попечителей в отношении одного подопечного (части 7 - 9 статьи 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"); раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предлагается не вносить в пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации изменение, предусмотренное законопроектом.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.