Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 180881-5 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации по вопросам усыновления, опеки и попечительства" - внесен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 180881-5 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации по вопросам усыновления, опеки и попечительства" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести:
1) дополнения в пункт 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающие расширение перечня видов преступлений, совершение которых будет являться препятствием к установлению опеки (попечительства) и усыновлению;
2) изменение в пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей лица, не имеющие постоянного места жительства.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта.
1. Расширение перечня преступлений, совершение которых будет являться препятствием к установлению усыновления, опеки и попечительства, путем включения в этот перечень новых составов, предусмотренных главами 18 и 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, без сомнений будет служить дополнительной гарантией обеспечения безопасности детей, переданных в семьи усыновителей, опекунов и попечителей.
2. В отношении предложения о запрете назначения опекунами (попечителями) детей лиц, не имеющих постоянного места жительства, необходимо отметить следующее.
В законодательстве Российской Федерации не содержится требования о том, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), должны проживать исключительно в жилом помещении, которое является местом жительства опекуна (попечителя). Более того, в пункте 1 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, предусматривающее, что опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. И лишь при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Следует также отметить, что пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Однако данное замечание не носит концептуального характера и может быть устранено при подготовке проекта ко второму чтению.
На указанный законопроект были получены положительные отзывы от субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять проект федерального закона N 180881-5 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации по вопросам усыновления, опеки и попечительства", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.