Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 199526-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения положений о проведении схода граждан), внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является сход граждан. Он может осуществлять полномочия представительного органа муниципального образования по решению вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Кроме того, сход может проводиться для учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований и при преобразовании муниципальных образований (статьи 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ). Порядок проведения схода определяется нормами статьи 25 Федерального закона N 131-ФЗ.
Проектом федерального закона N 199526-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается внести изменения в статьи 12 и 25 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми предусмотреть, что порядок проведения схода для учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении законопроекта следует учитывать, что данное изменение, в случае его принятия, будет распространяться на все муниципальные образования. Такой подход не согласуется с концептуальным положением Федерального закона N 131-ФЗ о возможности проведения схода граждан исключительно в определенной категории муниципальных образований: в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Кроме того, достаточно сложно представить, каким образом на практике можно будет реализовать предлагаемую норму, например, в городских округах с большой численностью жителей, и в муниципальных районах.
Необходимо также учитывать, что порядок проведения схода граждан регулируется непосредственно Федеральным законом N 131-ФЗ и не предусматривает возможность регламентирования данного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, и в этой части законопроект не соответствует одному из концептуальных положений Федерального закона N 131-ФЗ.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает возможность выявления мнения населения на сходах не только при изменении границ муниципальных образований, но и при преобразовании муниципальных образований. Однако законопроектом вносятся изменения только для первого случая.
В предложенной Законодательным Собранием Оренбургской области редакции законопроект не может быть поддержан. Вместе с тем, Комитет полагает возможным дополнительно изучить проблему и выработать приемлемое решение.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 199526-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.