Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471212-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с учетом практики применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), вступившего в силу первого января 2006 года, и направлен на совершенствование порядка размещения заказа, а также на уточнение его отдельных положений.
Ряд положений законопроекта направлен на уточнение порядка организации деятельности конкурсной, аукционной, котировочной комиссии (далее - комиссия).
Так, законопроектом вводится право комиссии привлекать к работе независимых экспертов, что позволяет в случае необходимости для разъяснения, представления заключения привлекать специалистов по предмету размещения заказа, в том числе представителей саморегулируемых организаций, союзов, ассоциаций.
Законопроектом предполагается дополнить Федеральный закон условием о наличии служебных (трудовых) отношений между заказчиком, уполномоченным органом и членами созданной решением заказчика, уполномоченного органа комиссии.
Данная норма направлена на устранение возможности злоупотребления в сфере размещения заказа путем привлечения в качестве членов рабочего органа по отбору участников и определению победителя размещения заказа лиц, не имеющих с заказчиком, уполномоченным органом правовой связи и не подлежащих привлечению к ответственности в случае нарушения такими лицами порядка размещения заказа.
Кроме того, вводится обязанность заказчика, уполномоченного органа не позднее чем за три дня уведомлять членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.
Изменения, предлагаемые в законопроекте, также предполагают совершенствование порядка привлечения специализированной организации заказчиками, уполномоченными органами.
Федеральным законом допускается привлекать юридических лиц к осуществлению функций по размещению заказа на основании контракта, при этом отсутствует право привлечения специализированной организации на основании гражданско-правового договора, в связи с чем заказчик, уполномоченный орган лишены возможности привлечения специализированной организации по стоимости, не превышающей установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Поскольку в соответствии Федеральным законом по итогам размещения заказов на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, могут быть заключены гражданско-правовые договоры, законопроектом предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган для осуществления функций по размещению заказа вправе привлекать специализированную организацию, в том числе на основании гражданско-правового договора, в случае если стоимость связанных с обеспечением размещения заказа функций специализированной организации не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Принимая во внимание выявленные в процессе практического применения недостатки Федерального закона в части порядка определения требований к участникам размещения заказа, выраженные в невозможности применения на практике единых критериев отбора при существенно отличающихся требованиях к самому предмету размещения.
Поскольку применение единого подхода к критериям определения поставщика, подрядчика, исполнителя в целях размещения заказа не может быть одинаково эффективным для всех хозяйственных отраслей, обладающих своими специфическими особенностями, законопроект предусматривает введение возможности отраслевого регулирования особенностей отбора участников размещения заказа, обусловленного характером предмета размещения заказа и необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом размещения заказа, условий.
Законопроектом предусмотрена возможность установления Правительством Российской Федерации с учетом отраслевых особенностей предмета размещения заказа дополнительных требований к участникам размещения заказа о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
При этом качество товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа, обеспечивается и обосновывается наличием производственных мощностей, состав которых обусловлен отраслевой спецификой. Одновременно соответствие требованиям, предъявляемым к участникам размещения заказов, законопроектом вводится в качестве необходимого условия допуска участия в размещении заказа.
Кроме того, законопроектом вводится возможность регулирования отраслевыми законами особенностей размещения заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заказа в области гражданской авиации.
Соответствующие нормы законопроекта направлены на уточнение порядка допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Так, законопроектом предусмотрено, что товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, выполняемые, оказываемые иностранными лицами, допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при отсутствии аналогичных российских товаров, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, соответствующего качества.
Таким образом, заключение государственного или муниципального контракта с иностранным поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускается только при отсутствии возможности заключить государственный или муниципальный контракт с российским поставщиком, подрядчиком, исполнителем.
Законопроект предусматривает устранение неточности в статье 5 Федерального закона, согласно которой поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд допускается путем заключения гражданско-правовых договоров в любой форме, тогда как в соответствии с положениями Федерального закона заказчики, уполномоченные органы в целях размещения заказа заключают государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, которым заключение договора в любой форме не предусмотрено.
В целях защиты прав физических и юридических лиц при размещении заказа законопроектом предусмотрено дополнение Федерального закона положением о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу специализированной организацией при размещении заказа. Согласно общим основаниям ответственности за причинение вреда, установленным в Гражданском кодексе Российской Федерации, вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, тогда как обязанность возмещения вреда лицом, не являющимся причинителем вреда, возлагается Законом.
В соответствии с Федеральным законом заказчик, уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных при осуществлении ею функций по размещению заказа, однако возмещение заказчиком или уполномоченным органом вреда, причиненного специализированной организацией, Федеральным законом не предусмотрено.
Законопроектом предлагается ввести норму, допускающую изменение условий заключенного государственного или муниципального контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации под существенным изменением обстоятельств понимается инфляция.
Поскольку практическое применение Федерального закона в части обеспечения заявки на участие в торгах исключительно путем внесения денежных средств привело к ограничению субъектов малого и среднего бизнеса в связи с отсутствием возможности изъятия из оборота необходимого для обеспечения заявки на участие торгах денежных средств, законопроектом предусмотрено введение альтернативных способов обеспечения путем предоставления банковской гарантии и страхования ответственности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.