Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям пятого созыва
по проекту федерального закона N 471212-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - внесен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 471212-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Следует отметить, что ряд изменений, предусмотренных законопроектом (п. 3, пп. "б" п. 6 законопроекта), уже учтены в Законе.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрена возможность установления особенностей размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в области гражданской авиации, на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия иными федеральными законами. В настоящее время такая возможность предусмотрена только в отношении государственного оборонного заказа и заказа на поставки материальных ценностей в государственный резерв.
Указанная поправка не может быть поддержана, поскольку не соответствует концепции Закона, который регулирует размещение заказов в любой сфере. Особенности размещения заказов в отдельных сферах при необходимости также должны быть учтены в самом Законе (как это, например, сделано в случае размещения заказа на создание произведений литературы и искусства, размещения заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг). Следует также отметить, что в Законе учтены особенности размещения заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. Так, установлено повышенная значимость такого критерия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе на выполнение указанных работ, как качество работ и квалификация участника размещения заказа.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается исключить указание на то, что в случае размещения заказа у единственного поставщика на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, гражданско-правовой договор может заключаться в любой форме. Вместе с тем, данная норма позволяет заключать как письменный договор, так и договор в устной форме, что важно при закупке небольшого количества товаров. В связи с этим, указанный пункт законопроекта поддержан быть не может.
Подпунктом "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что заказчик, уполномоченный орган могут назначать членов комиссии по размещению заказов только из числа работников (служащих), осуществляющих профессиональную трудовую (служебную) деятельность на основании трудового договора (служебного контракта), заключенного соответственно с заказчиком, уполномоченным органом. Указанное предложение не может быть поддержано, так как ограничивает число лиц, которые могут входить в состав комиссии. Исходя из предложенной формулировки, невозможно будет создать комиссию из представителей разных органов власти, что особенно актуально при проведении торгов совместно несколькими государственными или муниципальными заказчиками.
Избыточным представляется подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта, согласно которому комиссия вправе привлекать к работе экспертов по предмету заказа. В настоящее время Законом не ограничен перечень лиц, которые могут быть включены в состав комиссии.
Подпунктом "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается увеличить с 50% до 2/3 количество членов комиссии, присутствие которых необходимо для обеспечения правомочности осуществления комиссией своих функций. Учитывая, что члены комиссии обязаны присутствовать лично, принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается, возникает опасение, что в случае принятия этой нормы, заседания комиссии будут часто срываться, что приведет к увеличению сроков размещения заказа.
Согласно пункту 5 статьи 1 законопроекта к участию в размещении заказа на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд могут допускаться лица, в установленном порядке уполномоченные производителем товара, являющегося предметом заказа. Следует отметить, что введение такой нормы приведет к существенному сужению круга лиц, которые могут быть участниками размещения заказа, и, соответственно, к ограничению конкуренции, что не соответствует целям принятия Закона.
Подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что заказчик обязан отказаться от заключения контракта с участником размещения заказа не в случае установления факта принятия арбитражным судом решения о признании участника банкротом, а только в случае вступления такого судебного акта в законную силу. Указанное изменение не может быть поддержано, так как допускает возможность заключать государственный или муниципальный контракт с лицом, уже признанным судом банкротом, но в отношении которого судебное решение еще не вступило в силу.
Подпунктами "в", "г" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить возможность изменять цену государственного или муниципального контракта в случае существенного изменения обстоятельств в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, установление возможности изменения условий заключенного государственного или муниципального контракта по иным основаниям, кроме уже предусмотренных Законом, может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков, не будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных средств.
Пунктом "д" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить возможность изменения в ходе исполнения контракта не только количество товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт, но и объем работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах. Следует отметить, что такая возможность в настоящее время предусмотрена Законом до 1 января 2010 года. Вместе с тем, в дальнейшем необходимо учитывать, что при размещении заказа должны быть четко определены необходимый объем работ и услуг, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Кроме того, частью 6 статьи 9 Закона предусмотрена возможность изменения объема работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, в ходе которых действительно может выявиться дополнительная потребность в работах, услугах (в случае размещения заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг).
Подпунктом "е" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить возможность перемены поставщика (исполнителя, подрядчика) не только в случае его реорганизации в форме присоединения, преобразования или слияния, но и в случае его реорганизации в иных формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, возникает опасение, что в случае реорганизации поставщика (исполнителя, подрядчика) в форме разделения или выделения юридических лиц не может быть гарантировано исполнение государственного или муниципального контракта.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить право Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования и т.д. не только в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства, но также и в иных случаях с учетом отраслевых особенностей предмета заказа. Указанное предложение не может быть поддержано, так как установление требований о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых, трудовых и других ресурсов в качестве критерия допуска к участию в размещению заказов может привести к злоупотреблению со стороны заказчиков при установлении таких требований и ограничению круга участников размещения заказа, что не будет способствовать достижению целей принятия Закона. Это замечание относится и к пунктам 11 и 14 статьи 1 законопроекта.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 28 Закона качество товаров, качество работ, услуг и квалификация участников размещения заказа являются критерием при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе. При этом конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными критериями вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Законопроектом также предлагается установить возможность обеспечения заявки на участие в торгах не только путем внесения денежных средств, но также путем предоставления безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности. При этом способ обеспечения заявки на участие в торгах определяется заказчиком, уполномоченным органом (пункты 8, 10 законопроекта). Следует отметить, что отсутствует механизм возврата обеспечения заявки на участие в торгах, представленный в форме безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности, в случае отмены аукциона, если лицо не выиграло в конкурсе или аукционе и т.д. Вместе с тем, по Закону денежные средства в указанных случаях должны быть возвращены в течение пяти рабочих дней. Кроме того, установление заказчиком, уполномоченным органом по своему усмотрению одного из указанных способов обеспечения заявок на участие в торгах, может привести к существенному ограничению круга участников размещения заказа, что не может быть поддержано.
Пунктом 9 законопроекта предлагается установить, что товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, выполняемые, оказываемые иностранными лицами, допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при отсутствии аналогичных российских товаров, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, соответствующего качества. Следует учитывать, что согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ, установлена обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливать условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пунктом 17 статьи 1 законопроекта предлагается установить возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются не только учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, но и организациями инвалидов в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и предприятиях уголовно-исполнительной системы без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) в случае, если производство товаров (работ, услуг) осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы. Учитывая, что организации инвалидов не закупают товары (работы, услуги), которые они производят, указанный пункт законопроекта не поддерживается.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления возможности размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также работ по строительству, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники путем проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с 4.1 статьи 10 Закона допускается размещать заказ путем проведения конкурса или аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства. Автомобильные дороги не относятся к особо опасным и технически сложным объектам, перечень которых установлен частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с частью 4.1 статьи 10 Закона предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые, как правило, являются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации уникальными объектами капитального строительства, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона. В связи с этим установление возможности размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования путем проведения конкурса или аукциона представляется не достаточно обоснованным.
В отношении строительства, ремонта авиационной техники, необходимо отметить, что на данные работы, действие части 4.1 статьи 10 Закона, устанавливающей обязанность размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд только путем проведения аукциона, не распространяется.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 471212-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Советом Федерации, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.