Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 189001-5 "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С вступлением в силу Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" изменился порядок перечисления налога на имущество в бюджеты субъектов Российской Федерации в части объектов имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - ЕСГ).
Если согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 106-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", действовавшему в период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, в бюджеты субъектов Российской Федерации перечислялся налог на все имущество, входящее в состав ЕСГ, находящееся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, то с 1 января 2004 года в бюджеты субъектов Российской Федерации налог перечисляется только в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав ЕСГ.
В результате налог на движимое имущество, входящее в состав ЕСГ и находящееся на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения налогоплательщика, что привело к сокращению поступлений данного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых фактически находится это имущество.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" "Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации". Подобная норма является уникальной в российском законодательстве и определяет особенности ЕСГ, при которых объекты движимого имущества фактически неразрывно связаны с объектами недвижимости и находятся в собственности одной организации.
Учитывая данную специфику указанного имущества, законопроектом предлагается восстановить действовавший до 1 января 2004 года порядок, при котором налога зачисляется в бюджеты тех регионов, где фактически находятся и используются объекты движимого имущества ЕСГ. Кроме этого, законопроектом уточнены порядок определения налоговой базы (пункт 1 статьи 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу (пункт 3 статьи 382 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) в части такого имущества.
Местонахождение объекта движимого имущества ЕСГ фиксируется в учете организации - собственника ЕСГ с момента его принятия на баланс в течение всего жизненного цикла объекта, вплоть до его списания. Учет сведений об объектах, в том числе об их местонахождении, ведется в полном соответствии с законодательством о бухгалтерском учете с использованием утвержденных в установленном порядке форм документов (в частности формы ОС-1, ОС-6, ИНВ-1), а налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля всегда имеют возможность проверки соответствующих данных по любому объекту основных средств ЕСГ. В связи с этим принятие законопроекта не вызовет трудностей с точки зрения налогового администрирования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций по движимому имуществу уплачивается по месту нахождения организации, учитывающей на балансе соответствующие объекты основных средств.
Движимое имущество Единой системы газоснабжения (ЕСГ) расположено и фактически используется на территории большинства субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, исходя из требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", собственником всего имущества ЕСГ является ОАО "Газпром", расположенное в городе Москве. Таким образом, вся сумма налога на движимое имущество ЕСГ в полном объеме зачисляется в бюджет данного субъекта Российской Федерации, несмотря на то, что подавляющее большинство объектов основных средств находится за его пределами. В результате консолидированные бюджеты иных субъектов Российской Федерации ежегодно несут значительные потери.
Законопроектом предполагается изменить данный порядок, предусмотрев зачисление налога на движимое имущество ЕСГ в региональные бюджеты по месту фактического нахождения объектов движимого имущества. Учитывая, что налог на имущество организаций является региональным налогом и полностью зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, его перераспределение между данными бюджетами не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета.
По предварительной оценке, общая сумма налога на имущество организаций, которая будет уплачена ОАО "Газпром" в 2009 году, составит 20,6 млрд. рублей. Из них на имущество ЕСГ (движимое и недвижимое) придется ориентировочно 18,7 млрд. рублей.
Сумма налога на движимое имущество ЕСГ за указанный период составит величину порядка 3,1 млрд. рублей, которые в соответствии с действующим порядком будут перечислены в бюджет города Москвы. В случае принятия законопроекта практически вся данная сумма распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости движимого имущества ЕСГ, находящегося на их территории.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.