Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и N 204711-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" является установление порядка и сроков уплаты взносов на доплату к пенсии работникам угольной промышленности, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин (далее - работники организаций угольной промышленности), получающим досрочную трудовую пенсию по старости, назначенную в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и оставившим эти работы, а также работникам, за которыми сохраняется право на получение трудовой пенсии по старости по указанному основанию за счет взносов на выплату доплаты к пенсии, уплачиваемых организациями угольной промышленности в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положения законопроекта позволят обеспечить своевременную и полную уплату организациями угольной промышленности взносов на выплату доплаты к пенсии в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.
Тариф взносов предлагается установить в размере 6,7 процента выплат, начисленных в пользу указанной категории работников организаций угольной промышленности.
Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Объектом и базой для начисления взносов являются объект и база для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
В законопроекте определен порядок назначения, выплаты (возобновления выплаты) доплаты к пенсии и перерасчет ее размера, порядок уплаты взносов при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также устанавливается ответственность работодателей за несвоевременное перечисление взносов, за непредставление в установленный срок расчетов по взносам и иных данных.
Законопроект предусматривает, что размер доплаты к пенсии устанавливается в зависимости от срока работы в профессиях и на должностях, дающих право на доплату к пенсии.
Контроль за правильностью исчисления и за уплатой взносов на выплату доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с принятием законопроекта "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" требуется внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
С этой целью подготовлен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Данным законопроектом в подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительно включаются доходы, подлежащие зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно, взносы на выплату доплаты к пенсии для работодателей-организаций угольной промышленности, использующих труд работников угольной промышленности, а также недоимки, пени и штрафы по взносам на выплату доплаты к пенсии для работодателей-организаций угольной промышленности, использующих труд работников угольной промышленности в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, предлагается изменение редакции пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", в соответствии с которым работникам, имеющим одновременно право на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) и доплату к пенсии предоставляется право выбора одной из указанных выплат.
Реализация законопроектов будет производиться за счет поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов на выплату доплаты к пенсии и не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проектам федеральных законов "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
Для обеспечения доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности законопроектом предлагается установить тариф взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 6,7 процента выплат, начисленных в пользу работников организаций угольной промышленности.
Взносы уплачиваются с фонда заработной платы работников организаций угольной промышленности, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин (далее - работники организаций угольной промышленности).
Численность пенсионеров, имеющих право на доплату, составляет 31700 человек, в том числе не работающих - 21700 человек, работающих - 10000 человек.
Исходя из предложений, сформулированных с учетом требований профсоюза базовых отраслей, в том числе угольной отрасли (величина размера трудовой пенсии по старости не ниже 40% утраченного среднемесячного заработка) размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии работникам организаций угольной промышленности составит 7705,37 рублей.
Таким образом, для обеспечения доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности в размере 7705,37 руб. в месяц необходим годовой размер средств организаций угольной промышленности в сумме 2,931 млрд. руб. (7705,37 руб. х 31700 чел. х 12 мес.).
С учетом расходов на осуществление администрирования выплаты взноса организациями угольной промышленности (10%) и выплаты доплаты к пенсии сумма собираемых взносов должна составить 3,224 млрд. рублей.
Реализация федеральных законов "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию законодательных актов в связи с принятием проектов федеральных законов "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
Принятие федеральных законов "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования".
Поскольку проектом федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" предусматривается, что финансовое обеспечение расходов на выплату указанной доплаты к пенсии осуществляется за счет поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, использующими труд работников организаций угольной промышленности, то необходим механизм, который бы регламентировал порядок и сроки уплаты взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд работников организаций угольной промышленности, а также устанавливал ответственность за неисполнение закона.
Все эти вопросы регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования".
В настоящее время указанный законопроект подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
В соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, определяется Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.