Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 233242-5 "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части правового регулирования заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 233242-5 "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части правового регулирования заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, и отмечает следующее.
По мнению авторов законопроекта, Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 29 Лесного кодекса внесены изменения, которые "отменяют заготовку древесины на основании краткосрочных договоров купли-продажи лесных насаждений, предусматривая осуществление заготовки древесины на основании договоров аренды лесных участков".
Законопроектом предлагается дополнить статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации частью 8.3 , в соответствии с которой до 1 января 2012 года допускается осуществление заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства, признанными таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Комитет не может согласиться с данным предложением по следующим основаниям.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет институт аренды. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Лесной кодекс Российской Федерации изначально (до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") не предусматривал возможности его заключения при заготовке древесины в предпринимательских целях в соответствии с частью 8 статьи 29.
Указанная норма должна была применяться только во взаимосвязи с другими положениями Лесного кодекса Российской Федерации о случаях применения такого договора. Лесной кодекс предусматривал возможность заключения данного договора только в следующих случаях: заготовка древесины гражданами для собственных нужд (статья 30), продажа лесных насаждений для заготовки древесины при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов (статья 19) и исключительные случаи, установленные законами субъектов РФ (статья 75).
На практике же часть 8 статьи 29 об осуществлении заготовки древесины гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений трактовалась слишком широко, в связи с чем в некоторых регионах на основании статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации были приняты законы, в соответствии с которыми допускалось на основании договоров купли-продажи лесных насаждений заготавливать древесину в предпринимательских целях. Это привело к тому, что в отдельных субъектах Российской Федерации объемы заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в несколько раз превышали объемы заготовки древесины на основании договоров аренды.
Федеральным законом 14 марта 2009 года N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в положения Лесного кодекса о заготовке древесины и о договоре купли-продажи лесных насаждений внесены уточнения, исключающие возможность двоякого толкования этих норм и заключения соответствующих договоров в коммерческих целях. Таким образом, эти уточнения направлены на устранение пороков правоприменительной практики.
В рассматриваемом законопроекте, по сути, предлагается эти пороки узаконить на период до 1 января 2012 года, что, по мнению Комитета, не может быть оправдано никакими целями, в том числе указанными в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, с точки зрения юридической техники, предложенный законопроектом подход также неприемлем. Все временные и переходные положения лесного законодательства содержатся не в Лесном кодексе Российской Федерации, а в Федеральном законе от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Таким образом, соответствующие изменения должны вноситься только в указанный Федеральный закон.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие проекта федерального закона N 233242-5 "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части правового регулирования заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.