Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
на проект федерального закона N 249609-5 "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 249609-5 "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада).
В настоящее время на финансовом рынке ощущается недостаток механизмов, позволяющих надлежащим образом обеспечивать исполнение финансовых обязательств. Законодательство о залоге прав носит фрагментарный, а в некоторых случаях противоречивый характер, что увеличивает риски инвесторов.
Законопроектом устанавливается детальное регулирование вопросов, связанных с использованием на финансовом рынке института залога денежных требований, вытекающих из обязательств.
Законопроект предусматривает, что залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада) могут обеспечиваться в порядке, предусмотренном законопроектом, финансовые обязательства. При этом, под финансовыми обязательствами для целей данного законопроекта понимаются обязательства, одной из сторон которого является финансовая организация, а также обязательства, удостоверенные ценными бумагами либо связанные с исполнением обязательств по ценным бумагам.
Кроме того, законопроектом определяются требования кредиторов, удовлетворяемые преимущественно перед требованиями залогодержателя, обеспеченными залогом денежных требований.
Действующее российское законодательство не предусматривает механизмов повышения кредитного качества, в том числе секьюритизированной задолженности, которые, как правило, используются на западных финансовых рынках. Одним из механизмов повышения кредитного качества следует признать залог банковских счетов (залог прав по договору банковского счета), обеспечительные (временно блокированные) банковские счета.
Целью предлагаемого законопроектом регулирования является прямое закрепление в законе правовых норм, позволяющих использовать в рамках обеспечения исполнения финансовых обязательств институт залога в отношении такого специфического объекта гражданского оборота как права (требования), вытекающие из договора банковского счета (вклада).
Принятие законопроекта позволит создать механизмы повышения кредитного качества уступаемых в процессе секьюритизации денежных требований и выпускаемых в процессе секьюритизации ценных бумаг. Принятие законопроекта позволит участникам финансового рынка использовать соответствующие способы обеспечения исполнения обязательств для управления и снижения своих кредитных рисков, а также создаст условия для финансирования и рефинансирования российских юридических лиц через выпуск ценных бумаг. Все это позволит российским компаниям получить доступ к относительно недорогому финансированию.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, при этом считает необходимым обратить внимание на следующие недостатки, требующие доработки и устранения:
1. В настоящее время залог прав регулируется общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О залоге". В этой связи, не вполне ясно соотношение законопроекта с действующими нормами. Представляется необходимым более четко определить сферу действия законопроекта и отграничить его нормы как нормы специальные от общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Целый ряд положений законопроекта целесообразно сформулировать более узко, исходя из сферы действия именно данного законопроекта.
2. Необходимо уточнить, что подразумевается под прекращением права требования в связи с окончанием срока его действия до обращения на него взыскания, поскольку по истечении срока действия этого права обращение взыскания на него невозможно.
3. В абзаце третьем части 3 статьи 12 законопроекта указано, что при переводе заложенного требования на залогодержателя применяются правила пунктов 2, 5 и 6 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом пункт 6 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает реализацию заложенного имущества на торгах, в связи с чем указанное положение проекта нуждается в уточнении.
4. Часть 4 статьи 21 законопроекта, согласно которой реализация заложенного права залогодателя по договору банковского вклада осуществляется в соответствии со статьей 350 Гражданского кодекса, нуждается в уточнении, поскольку данная статья Гражданского кодекса регулирует реализацию, в том числе, недвижимого имущества.
5. В законопроекте отсутствуют нормы, исключающие возможность распространения специальных правил, предусмотренных законопроектом, на договоры ипотеки. Не смотря на исключение, содержащееся в статье 15.3 законопроекта, в этой части остается правовая неоднозначность.
6. В законопроекте содержатся многочисленные формулировки и правовые конструкции, которые, во-первых, не могут обеспечить устойчивость конструируемых отношений, во-вторых, создают предпосылки для двоякого толкования норм.
7. К законопроекту имеются и иные замечания, в том числе замечания юридико-технического характера.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 249609-5 "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств", внесенный Правительством Российской Федерации, при условии его доработки во втором чтении с учетом имеющихся замечаний.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.