Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 258607-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, законодательства Российской Федерации.
Бюджет Фонда составлен на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
Бюджет Фонда на 2010 год сформирован по доходам в сумме 105851,2 млн. рублей по расходам в сумме 110851,2 млн. рублей. На покрытие дефицита бюджета предусматривается направить остатки средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 5000 млн. рублей. Бюджет Фонда на плановый период 2011 и 2012 годов сбалансирован по доходам и расходам и составляет в 2011 г. - 268599,9 млн. рублей, в 2012 г. - 298053 млн. рублей.
Поступление страховых взносов, налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, недоимок, пеней и штрафов, а также средств федерального бюджета предусмотрено в следующих объемах:
а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, соответственно в 2010 г. - 99742,6 млн. рублей, в 2011 г. - 230554,8 млн. рублей, в 2012 г. в - 254537,1 млн. рублей;
б) налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам в 2010 году и страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, применяющих специальные налоговые режимы в 2011 и 2012 годах, соответственно в 2010 г. - 1366,9 млн. рублей, в 2011 г. - 19748,9 млн. рублей, в 2012 г. - 23012 млн. рублей.
Доходы от недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам, зачисляемые в бюджет Фонда на 2010, 2011 и 2012 годы определены в сумме, соответственно 7,7 млн. рублей, 5,5 млн. рублей и 3,9 млн. рублей.
Выпадающие доходы бюджета Фонда в 2011 - 2012 годах в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам единого сельскохозяйственного налога, сельскохозяйственным товаропроизводителям, плательщикам, использующим труд инвалидов, общественным организациям инвалидов, предприятиям и учреждениям общественных организаций инвалидов предусматривается компенсировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2011 г. в размере 13400 млн. рублей, в 2012 г. - 15600 млн. рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, определены в следующих размерах: 2010 г. - 4734 млн. рублей, 2011 г. - 18290,7 млн. рублей, 2012 г. - 20500 млн. рублей.
В законопроекте учтены средства федерального бюджета на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2010 г. - 734 млн. рублей, в 2011 г. - 890,7 млн. рублей и в 2012 г. - 900 млн. рублей, дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4000 млн. рублей ежегодно.
Расходы Фонда на 2010 - 2012 гг. за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) запланированы в следующих объемах:
дотации в бюджеты территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2010 г. - 85687,1 млн. рублей, в 2011 г. - 232208,6 млн. рублей, в 2012 г. - 259708,4 млн. рублей;
бюджетные ассигнования на формирование нормированного страхового запаса в 2010 г. - 2352,9 млн. рублей, в 2011 г. - 12877,5 млн. рублей, в 2012 г. - 13778,9 млн. рублей;
межбюджетные трансферты передаваемые в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2010 г. - 17500 млн. рублей, в 2011 г. - 18000 млн. рублей, в 2012 г. - 19000 млн. рублей;
на обеспечение целевых мероприятий Фонда в 2010 г. - 577,3 млн. рублей, включая административные расходы на содержание Фонда - 298,6 млн. рублей, в 2011 г. - соответственно 623,1 млн. рублей и 314,9 млн. рублей, в 2012 г. - соответственно 665,7 млн. рублей и 335,7 млн. рублей.
Административные расходы Фонда включают расходы на оплату труда и текущее содержание составляют от собственных доходов Фонда в 2010 г. - 0,29%, в 2011 г. - 0,13%, в 2012 г. - 0,12%. Сокращение расходов по сравнению с аналогичными расходами, предусмотренными Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ составляет 20,3 млн. рублей.
Законопроектом (часть 5 статьи 5) предусмотрена возможность по решениям Фонда направлять средства нормированного страхового запаса на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда в текущем финансовом году, на увеличение дотаций до размера, установленного законопроектом при условии недостаточности доходов для их формирования в установленных размерах и увеличение дотаций в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, в случае, если доходы бюджета Фонда обеспечивают формирование дотаций в установленном размере.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Доходная часть бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2010 год сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с учетом Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Расчет поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2010 год осуществлен на основе разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы с учетом ставки по страховым взносам в размере 1,1 процента и 2,1 процента на 2011 - 2012 годы.
Формирование расходов бюджета Фонда осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, установленными Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Учитывая необходимость сохранения сложившегося уровня обеспечения социальных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в 2010 году предусматривается сохранение объема дотаций на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС на уровне 2009 года в размере 85687,1 млн. рублей.
Методика и распределение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2010 году, направляемых из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС, рассмотрены на заседании Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации с участием представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации 17 сентября 2009 года и одобрены.
За счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных в бюджете Федерального фонда ОМС, в 2010 году будет продолжено финансирование медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в объеме 17500,0 млн. рублей;
Межбюджетные трансферты, предусмотренные проектом закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" соответствуют объемам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда в 2010 - 2012 годах.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
о порядке предоставления в 2010 - 2012 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
о порядке использования в 2010 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.