Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 186969-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Внимание к административным правонарушениям в области дорожного движения обусловлено увеличивающимся с каждым годом количеством дорожно-транспортных происшествий и их последствиями. Так, в 2007 году на территории России из-за нарушения водителями Правил дорожного движения произошло 195,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Нарушения скоростного режима стали сопутствующим фактором 48,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий, то есть каждого четвертого происшествия, произошедшего по вине водителей транспортных средств.
С 1 июля 2008 года в силу вступил третий этап Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым введена норма, исключающая презумпцию невиновности собственников (владельцев) транспортных средств при фиксации нарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Основная цель законопроекта - устранение некоторых пробелов и противоречий, возникших после внесения в КоАП РФ норм, регулирующих административную ответственность при фиксации правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Изменение в части 2 статьи 2.61 КоАП РФ касается уточнения процедуры возможного освобождения от ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами на основании предоставленных данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, поскольку проведение проверки по предоставленным собственником сведениям возможно только в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, установлено безальтернативное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, в связи с чем применение результатов фиксации правонарушения с помощью приборов фото- и киносъемки, видеозаписи, работающих в автоматическом режиме, проблематично, поскольку при подобной фиксации правонарушения наказание может быть назначено только в виде штрафа. В связи с этим часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предлагается дополнить другим видом наказания - административным штрафом в размере пяти тысяч рублей в случае фиксации указанного административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническим средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Изменения в статьи 23.1 и 23.3. КоАП РФ предусматривают уточнение подведомственности рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Так, дело об административном правонарушении, зафиксированном в обычном порядке, предлагается рассматривать мировым судьям, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, - органам внутренних дел.
Внесение изменений в часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ уточняет порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Законопроектом вносится дополнение в статью 29.5 КоАП РФ в части определения места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированном специальными техническими средствами, в связи с тем, что практика применения специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средств фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации административных правонарушений показала целесообразность создания центров обработки поступающей информации, как правило, в административных центрах субъектов Российской Федерации, где и предлагается рассматривать материалы по делам об административных правонарушениях.
Автоматическая фиксация правонарушения в области дорожного движения и исключение при этом презумпции невиновности собственников (владельцев) транспортных средств, а также большой объем поступающих материалов позволяют дополнить статью 29.10 КоАП РФ нормой, устанавливающей вынесение постановления по делу об административном правонарушении в форме электронного документа. Данная новелла соответствует положениям Федерального закона от 10 января 2003 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (в редакции от 08.11.2007 г.).
Дополнения в пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ направлены на предупреждение ухода от ответственности правонарушителей, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которые отказываются получать поступившие по почте копии постановлений, либо не проживают по месту жительства, указанному в постановлении. Предлагается вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу установить со дня возвращения судье, в орган, должностному лицу копии постановления по делу об административном правонарушении в связи с вышеуказанными обстоятельствами.
Принятие указанного законопроекта не повлечет дополнительных бюджетных расходов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.